Больше года назад в Московской области начала действовать новая схема обращения с твёрдыми коммунальными отходами. Территория Подмосковья была разбита на семь кластеров, в каждом из которых появился свой региональный оператор по переработке мусора. В его обязанности входят сбор, сортировка и вывоз отходов. Казалось бы, всё предельно просто. Но за пятнадцать месяцев работы новой схемы вопросов у жителей не уменьшилось, скорее наоборот. К стандартным «кто за что отвечает» и «почему плохо вывозят мусор» прибавились судебные иски и жалобы на грязные площадки, отсутствие контейнеров.
 

Попробуй выкинь

Начнём с того, что вся мусорная реформа направлена на цивилизованное обращение с ТКО — начиная от домашней сортировки, завершая переработкой отходов. К сожалению, то, что происходит сейчас, далеко от этого идеала. Мы решили пройти всю «цепочку» и найти слабое звено.

Пластик и стекло складываю отдельно, органические отходы отправляю в компост. У жителей частного сектора, действительно, меньше вывозимого мусора как минимум на его «мокрую» часть. Да и при желании найти рядом контейнерную площадку — задача не из простых.

Открываю реестр обустроенных мест для сбора ТКО, нахожу ближайшую к своему дому. До неё — чуть больше 800 м. Подойти близко не получается — вокруг всё в грязевой жиже. Бросаю пакет издалека, стараясь попасть в синий контейнер. «Трехочковый» бросок, и мои банки­бутылки оказываются в баке. Почему к контейнерам невозможно подойти, не утопив подошву сапожек в зловонных потоках?

Судя по картине вокруг, не все жители оказываются такими меткими и такими сознательными, как я. Плюс — не убранные вовремя отходы разносятся по округе ветром, собаками и воронами. Пытаюсь прояснить, кто будет убирать всё это безобразие.

«Все места для сбора твёрдых коммунальных отходов в Сергиево­-Посадском городском округе условно делятся на площадки у многоквартирных домов и площадки в частном секторе. За состоянием первой категории мест для сбора ТКО следят собственники земельных участков и управляющие компании. Они обязаны проводить уборку и дезинфекцию, — пояснила заместитель главы администрации Сергиево­Посадского городского округа по вопросам экологии Оксана Ероханова.Те площадки, что находятся в частном секторе, убираются силами администрации округа. Существуют две подрядные бригады, которые раз в два дня производят санитарную очистку мест для сбора ТКО. Всего в реестре Сергиево­Посадского городского округа более 350 оборудованных площадок, в будущем эта цифра возрастёт до 770». На вопрос, куда можно пожаловаться на неудовлетворительное состояние площадки, последовал ответ: «Можете прислать фотографию с указанием адреса в Инстаграм отдела экологии. Мы оперативно отреагируем и наведём порядок на площадке». Если же площадка находится у многоквартирного дома и за её содержание отвечает УК, на которую есть ещё одна управа — написать в «Добродел».

Забетонированный или заасфальтированный участок под площадку должен находиться не менее чем в 20 м и не более чем в 100 м от жилых строений. Место для сбора ТКО должно быть регулярно прибрано и продезинфицировано. В реальности — в современной жилой застройке не всегда возможно установить площадку для сбора ТКО по установленным СанПином нормам. Особенно это касается частного сектора, где домовладения расположены «впритирку» друг к другу, и найти подходящий участок непросто. Что же касается многоквартирных домов, то зачастую площадки располагаются на земле населённых пунктов, а не на придомовой территории. Соответственно, управляющие компании просто отказываются их обслуживать, перекладывая ответственность на муниципалитет.

Выясняем, кто следит за выполнением обязательств

Если мусор не вывозят, а грязь не убирают? На такой случай есть Государственный административно­технический надзор Московской области. Именно он должен осуществлять контроль за санитарным состоянием мест для сбора ТКО, делать предписания и налагать штрафы.

«В данный момент наибольшее количество обращений от жителей поступает на ненадлежащее состояние контейнерных площадок и несвоевременный вывоз мусора, — пояснил начальник территориального отдела Госадмтехнадзора Алексей Секретарев.Комиссия выясняет все обстоятельства, имеет ли место быть административное правонарушение, опрашивает жителей. Далее, если правонарушение подтверждается, Госадмтехнадзор составляет акт и выписывает предписание на устранение правонарушения и штраф. Основные жалобы на сегодняшний день — это ненадлежащее состояние площадок на улице Валовой, 50, а также по адресу проспект Красной Армии, 184. В зимний период было «затишье» из частного сектора, но с наступлением дачного периода жалобы на несвоевременный вывоз мусора, скорее всего, вновь появятся».

По информации Госадмтехнадзора, за весь период работы регионального оператора было составлено около полусотни актов об административных правонарушениях, касаемых несвоевременного вывоза мусора, на общую сумму порядка 4 млн рублей. Напомним, всего в округе 350 площадок. Получается, что за 15 месяцев только на 1/7 всех помоек были выявлены правонарушения. Органы местного самоуправления также были порядка тридцати раз привлечены к административной ответственности и выплате штрафа.

Дайте мне бумажку

«Если я покупаю услугу, значит, у продавца должны быть передо мной определённые обязательства», — скажете вы. Более того, скорее всего, попросите подписать некий документ, чтобы был. Ведь с официальной бумажкой всё проще отстаивать свои права. На самом деле, договор вы подписали ещё в январе 2019­го, когда опустили свой мешочек с мусором в бак регионального оператора.

«Договор на оказание услуг с региональным оператором обязаны заключить все жители. Он носит характер публичной оферты. Поэтому вам подписывать ничего не надо, только платить. Выбрасывать свой мусор вы можете на любой площадке вашего населённого пункта», — отвечает на мои вопросы девушка в сергиевопосадском офисе регионального оператора и направляет меня в администрацию городского округа как к организатору тех самых площадок. В реестре планируемых мест для сбора ТКО нахожу свою улицу — есть шанс, что скоро не придётся возить мусор к площадке на машине.

Хуже обстоят дела с деревнями, где контейнеров как не было, так и нет. Фактически — услуга по вывозу бытовых отходов не оказана. Зато счета приходят исправно. Можно ли потребовать перерасчёта? Представитель регоператора Алла Лавриненко прояснила: «Определение и организация мест накопления отходов (контейнерных площадок) в соответствии с Федеральным законом № 131­ФЗ «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации» является обязанностью органов местного само­управления. Если на территории поселения нет контейнерной площадки, то администрация закрепляет в схеме санитарной отчистки данное поселение за ближайшей контейнерной площадкой, на которой жителям и следует утилизировать образовавшиеся отходы. Поэтому у регоператора отсутствует основание делать перерасчёт. Работа в направлении обустройства ведётся. Сейчас Сергиево-­Посадский региональный оператор активно оборудует ёмкостями 102 контейнерных площадки, организованных администрацией округа.

Что касается платёжной дисциплины, то практически половина владельцев частных домов имеет задолженность перед регоператором за вывоз отходов. Жители частного сектора недоплатили за коммунальную услугу «Обращение с ТКО» порядка 33 млн рублей. Более 113 млн рублей долга накопили компании, управляющие многоквартирными домами. Список крупных неплательщиков мы регулярно обновляем на сайте регоператора. Одним из таких в Сергиево­-Посадском городском округе является ЖСК «Темп», который не оплатил счета на сумму 8,5 млн рублей. 113 садоводческих товарищества уклоняются от заключения договоров на вывоз отходов с региональным оператором. А часть тех, кто оформил бумаги на обращение с ТКО, с прошлого года остаются должны 2 млн рублей».

Никто не виноват, но что делать?

Если взглянуть на идеальную модель новой мусорной реформы, всё предельно ясно: согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилья обязан обеспечивать обращение с ТКО путём заключения договора с региональным оператором. Рег­оператор должен ежедневно вывозить серые контейнеры и дважды в неделю синие контейнеры с сухими отходами. Управляющая компания или подрядные организации обязаны производить своевременную санитарную очистку площадок, а надзорные органы проверять выполнение обязательств.

По факту каналы взаимодействия собственников объектов недвижимости, мусорного оператора и органов местного самоуправления фактически отсутствуют. На деле многие жители и юридические лица не оплачивают услуги обращения с ТКО, так как не понимают ответственности сторон. Мусор в подавляющем большинстве случаев жильцы выкидывают без всякой сортировки. Горы отходов на площадках растут так же, как и долги жителей перед региональным оператором. При этом не везде в «положенной» доступности оборудованы места для сбора мусора, а в отдельных деревнях площадки и вовсе отсутствуют.

Там, где по стандартам сделаны площадки, до сих пор не везде поставлены контейнеры. Продолжая — не везде, где есть контейнеры, они вовремя вывозятся, а площадки убираются. Жители смотрят на переполненные площадки… и не платят за вывоз мусора. Поиски «слабого звена» успехом не увенчались, на деле оказалось, что по факту и работающей цепочки­то пока никакой нет.

Что делать? Каждый гражданин производит мусор, который надо вывезти и утилизировать — это ясно, как день. Услуга эта бесплатной быть не может, а значит, надо быть готовым раскошелиться.

А дальше, как говорилось в известном фильме, «не родись красивой, а родись активной»: за чистоту «своей» контейнерной площадки придётся побороться звонками, сообщениями в соцсети и мессенджеры, письмами и жалобами. Но ведь природа она наша и другой у нас не будет.

Дарья Трофимова

Фото автора