Представьте: летним днём 1852 года вы выехали конным дилижансом из Москвы  и по устроенной семью годами ранее шоссейной дороге в тот же благополучно достигли заставы Сергиевского Посада. Солдат «сергиевской» инвалидной команды открыл полосатый шлагбаум — и перед вами открылась Московская улица.

Возможно, именно благодаря проведённому в 1845 году шоссированию дороги к началу 1850-х годов число постоянных жителей Посада возросло до 7500 человек, а ежегодное число богомольцев достигало 275 тысяч.

Эти факты не ускользнули от внимания графа А. А. Закревского, в 1848-1859 годах занимавшего пост Московского генерал-губернатора. Летом 1852 года он, ссылаясь на умножение числа жителей в Посаде, предложил императору Николаю I «из сего посада сделать город, а город Дмитров сделать заштатным городом». Государь изъявил согласие, «если не будет препятствий о помещении в Сергиевском посаде присутственных мест».

Напомним, что ещё генерал-губернатор князь Прозоровский в 1791 году отмечал: Сергиевский посад заслуживает быть уездным городом «по дальнему между Дмитрова и Богородска расстоянию и [потому, что] в нём есть довольное число для уездного города жителей в Посад записавшихся…».

Николай I

Граф А. А. Закревский

Но вернёмся в XIX век. В 1853 году — не в связи ли с предложением Закревского? — был составлен план Сергиевского посада с обозначением всех жилых и нежилых строений, имевшихся здесь к тому времени. Сегодня этот документ известен лишь в нескольких фотокопиях не самого высокого качества. Тем не менее подкреплённый данными генерал-губернатора план позволяет составить довольно-таки подробное представление о Сергиевском посаде середины XIX века.

В результате длительной и непростой перепланировки (о ней рассказывалось в предыдущих очерках) Посад к середине века заметно расширился на восток, вдоль дороги на Александров, а также на запад, за счёт прирезки пяти новых кварталов между современными улицами Северная и Колхозная. Первая из этих улиц некоторое время называлась Прибавочной, а вторая — Валовой (ещё одной Валовой) улицей.

Широкие прямые улицы с домами, выходящими фасадами на них (а не как ранее, в глубине кварталов за глухими заборами) придали Посаду вид города в привычном для нас представлении. К 1853 году здесь было две площади: Вознесенская в южной части Посада, созданная в процессе его перепланировки, и принадлежащая Лавре Красногорская площадь перед монастырём.

Улиц и переулков насчитывалось 26, церквей приходских  — восемь, кладбищенских — три. Спасская церковь на кладбище Воскресенского прихода была построена как раз в 1853 году. Жилых домов в Посаде того времени было 632, в том числе 53 каменных. Число последних значительно умножилось сравнительно с началом XIX века. При каждом доме был отмечен, как правило, обширный усадебный участок. На Репной (ныне Кооперативной. — Прим. ред.) улице показана особенно большая усадьба с двумя каменными домами; один сохранился до нашего времени. Усадьба принадлежала семейству мещан и купцов Машинских, почему и сохранившийся дом до сих пор называется домом Машинских. Ещё одна несколько меньших размеров усадьба показана на Александровской улице (ныне это улицы Карла Маркса и Вифанская. — Прим. ред.). В её центре — дом, отделённый от улицы палисадником, за домом сад с прудом, по сторонам дома флигеля и службы. Усадьба построена в первой четверти XIX века представителями княжеского рода Голицыных. Сохранился лишь главный дом. Это одноэтажное строение в стиле «ампир» с мезонином и четырёхколонным портиком остаётся старейшим и наиболее интересным деревянным зданием нашего города.

Одной огромной усадьбой можно назвать и территорию вокруг Троице-Сергиевой лавры с её большим старинным Пафнутьевским садом, со службами, обширными огородами и Красногорской площадью.

По данным графа Закревского, к 1852 году в Сергиевском посаде действовало 16 промышленных и 48 ремесленных заведений. Окружая Лавру, Посад традиционно отличался большим числом питейных и торговых заведений, рассчитанных, прежде всего, на богомольцев. Питейных заведений и винных погребов было 15, торговых лавок — 212. Большинство из них теснились на Красногорской площади и вдоль Московской и Переславской улиц (ныне это проспект Красной Армии. — Прим. ред.). Вдоль этих же улиц, судя по плану 1853 года, стояло и большинство лучших зданий Посада с лавками в нижних и с жилыми покоями в верхних этажах. Особенно плотно была застроена Московская улица, показатель того, что именно со стороны Москвы в Сергиевский посад прибывало наибольшее число богомольцев.

Однако ни представленные графом Закревским сведения о числе жителей и разнообразных заведениях, ни план, возможно, составленный для представления императору, не помогли Посаду в получении статуса города. Предложение графа Закревского вылилось в бесплодную переписку между ведомствами. В результате учреждённый в 1782 году посад «под именем Сергиевский» ещё долго оставался заштатным поселением Дмитровского уезда.

 


Константин Филимонов