Весна — время, когда солнышко становится ласковее, капель звонче, а ямы на дорогах глубже. Автолюбители чертыхаются и готовятся к незапланированным затратам, а в автосервисах наступает горячая пора. Что делать, если ямы и выбоины стали причинами повреждения автомобиля, и с кого спрашивать компенсацию?

Любое повреждение авто — ДТП

Более 20 % дорожно­-транспортных происшествий в России происходит из­-за неудовлетворительного состояния дорог. Гнутые диски, пробитые колёса и испорченная подвеска — только малая часть ущерба, нанесённого при попадании автомобиля в ямы или проваленные колодцы. Казалось бы, привычная проблема для весенней поры может обернуться настоящим кошмаром для владельцев транспортных средств. Поломки опустошают карманы автолюбителей, ограничивают свободу передвижения, а некоторых лишат запланированных путешествий и рабочих поездок. А если из-­за плохого качества дороги пострадали не только машины, но и люди?

Во-­первых, автолюбители должны помнить: любое повреждение автомобиля в процессе его движения считается дорожно­-транспортным происшествием, независимо от того, кем или чем было нанесено повреждение — другим транспортным средством или попаданием в выбоину.

Во-­вторых, мало кто знает, что в российском законодательстве есть ГОСТ на ямы. Да-­да! Согласно этому ГОСТу, допустимые размеры выбоины на дороге не должны превышать 15 см в длину, 60 см в ширину и 5 см в глубину. 

В-­третьих, с каждым годом практика судебных разбирательств между автолюбителями и организациями, обслуживающими дороги, становится популярнее. Опытные юристы утверждают, что компенсацию получить реально, главное — грамотно подготовить документы для составления претензии и искового заявления в суд.

Сезон только начинается

Анатолий Юдин — мастер цеха автосервиса, расположенного на одной из самых проблемных улиц Сергиева Посада — Скобяном шоссе. В ремонтном цехе всегда кипит работа, а весной мастерам некогда передохнуть. В автосервисе говорят: самый сезон начнётся через месяц, когда окончательно сойдёт снег, а вместе с ним — асфальт. Ямы становятся больше и глубже. Очень немногие из них соответствуют нормам предельных размеров.

«У современных легковых автомобилей рабочий ход подвески 10-­13 см. Если на скорости проехать яму глубже 7 см, то подвеска уже не сможет полностью погасить удар и перераспределяет его на кузов, страдают амортизаторы, подшипники.  Ни марка автомобиля, ни класс особо не влияют на частоту таких повреждений. Приезжают абсолютно все — и легковушки, и кроссоверы. «Летят» амортизаторы, колёсные диски, особенно на низком профиле, бывают разрушения шаровых опор, наконечников, — перечисляет виды поломок Анатолий. — В среднем ремонт подвески обойдётся тысяч в двадцать. Если менять амортизаторы, по­-хорошему, надо ставить новые пыльники, отбойники и так далее, сход­развал делать». 

Мастер не скрывает — автовладельцы, чьи машины пострадали в ямах Сергиева Посада, довольно часто собирают чеки, копии лицензии автосервиса для того, чтобы составить претензию.

«К сожалению, полностью обезопасить себя от попадания в глубокие выбоины нельзя. Но можно максимально подготовить машину к встрече с такими «неприятностями». Дважды в год во время смены резины необходимо проходить диагностику подвес­ки и делать сход-­развал», — посоветовал Анатолий Юдин.

Правильный алгоритм действий

Что делать, если влетел в яму на дороге? В первую очередь — остановить автомобиль и включить аварийный сигнал. Если случилось ДТП, а именно имеется повреждение автомобиля — пробито колесо, повреждён диск, подвеска или кузов, — водитель должен действовать согласно правилам безопасности дорожного движения, выставить знак аварийной остановки, не передвигать предметы, связанные с аварией, вызвать сотрудников ГИБДД. По возможности следует записать контакты свидетелей произошедшего и ждать на месте инспекторов.

По словам старшего инспектора по пропаганде безопасности дорожного движения ОГИБДД по Сергиево-­Посадскому городскому округу Андрея Евдокимова, при поступлении заявки в дежурную службу по факту повреждения транспортного средства на место ДТП выезжает экипаж ГИБДД.

«Сотрудниками измеряется площадь ямы, фиксируются повреждения транспортного средства или его деталей. Далее составляется акт недостатков дорожного полотна, фиксируются дефекты. При ежедневном несении службы инспекторы ГИБДД при выявлении ям и других дефектов дорожной сети составляют административную документацию и выписывают предписания в адрес собственников дороги для дальнейшего устранения недостатков», — пояснил Андрей Евдокимов.

Положительная практика есть

Юрист Виктория Черняева советует тщательно подходить к сбору документов, подтверждающих повреждение автомобиля.

«Как показывает судебная практика, если всё оформлено должным образом — и ДТП, и претензия, — шансы на получение компенсации высоки, — рассказывает Виктория. — Помимо справки о ДТП, которую составляют сотрудники ГИБДД, автовладельцу необходимо сделать фотографии ямы, повреждённого автомобиля, а также месторасположения выбоины и произошедшего дорожно­транспортного происшествия. Так будет гораздо легче отстоять свои интересы». 

Далее следует узнать, кто является собственником дороги, то есть на кого составлять претензию. Если владелец автомобиля намерен получить компенсацию, то он должен приложить либо чеки из автосервиса, либо независимое заключение, в котором будет оценён ущерб.

Как правило, если собственник дороги является бюджетной организацией, то в досудебном порядке претензия не удовлетворяется, а владелец повреждённого авто направляется в суд по месту прописки балансодержателя с исковым заявлением.

«Такие иски требуют достаточно много работы юристов и адвокатов, а это соответственно финансовые затраты истца. Если ущерб и желание найти справедливость действительно велики, тогда есть смысл идти в суд», — пояснила Виктория Черняева.

Капитально отремонтируют 29 дорог

Гораздо приятнее, когда устраняются потенциальные причины, а не последствия. Ямочный ремонт в Сергиевом Посаде ведётся круглый год, однако к весне дорожное покрытие настолько сильно изнашивается, что абсолютно все ямы отремонтировать невозможно.

«Зимой асфальтовые заводы стоят, поэтому заделать ямы можно только литым или холодным асфальтом. Это крайне дорого и в наших погодных условиях неэффективно. Ежедневно литым асфальтом мы заделываем аварийные ямы, — те, которые не соответствуют требованиям ГОСТа, — прокомментировал начальник отдела транспорта и связи администрации Сергиево-­Посадского городского округа Дмитрий Карушин. До апреля будет проводиться ямочный ремонт. Далее в планах дорожных служб — подготовка дорожной сети к празднованию Дня Победы, ремонт центральной части города и подъездов к мемориалам. Также в мае начнётся ремонт дорог общего пользования, а летом дорожные бригады приступят к ремонту дворов».

Всего в 2020 году будет капитально отремонтировано 29 дорог за счёт субсидий Московской области на сумму 138 млн рублей. Приведут в порядок самые проблемные улицы Сергиева Посада: Вознесенскую, 1­-ю Рыбную, Кооперативную, Дружбы, Симоненкова, Бероунскую, Пограничную, Валовую и Валовый переулок, проезд от Центральной до Фестивальной улицы, дорогу в Загорских Далях, в Хотькове, дорогу к Выпукову от Краснозаводска и другие важные для жителей округа автотрассы.

Дарья Трофимова

Фото Сергея Семенькова и автора