Девяносто пять лет назад, в феврале 1925 года, в городе Сергиеве (как тогда назывался Сергиев Посад) вышел в свет статистический сборник «Сергиевский уезд Московской губернии». Для краеведов это издание представляет необыкновенный интерес: более полной «энциклопедии», содержащей самые разнообразные сведения о нашем крае тех лет, невозможно представить.

Так выглядел центр города в 1925 году. Иллюстрация из сборника
 
Заметим, что наш сборник был по-­своему уникальным, но не единственным. Серия аналогичных изданий открылась в Московской губернии в 1924 году и завершилась в первой половине 1926-­го. Ею оказались охвачены практически все уезды. Сборники имели перед собой несколько целей: представить социально­-экономическое состояние разных частей Подмосковья в канун десятой годовщины революции и осуществить «артподготовку» к грядущей административной реформе (в 1929 году Московская губерния была упразднена и образована Центрально­промышленная группа с центром в г. Москве).

Издание представляет собой книгу в твёрдом переплёте объ­ёмом 416 страниц с иллюстрациями и приложением плана города и карты уезда. По поручению президиума Сергиевского уездного исполнительного комитета, оплатившего все затраты, сборник был напечатан в местной типографии «Шестой Октябрь» тиражом 1300 экземпляров. В издании содержится более двадцати статей, написанных специалистами различных областей знаний.

Следует отметить очень высокую даже по сегодняшним меркам скорость и эффективность работы авторов. Поручение на подготовку сборника было дано УИК в сентябре 1924 года, и всего через пять месяцев читатели могли взять в руки готовую книгу. При этом все участники проекта во время работы над сборником не прекращали выполнять своих служебных и общественных обязанностей.

«Авторам разных статей пришлось встретиться с большими затруднениями из­за того, что наш уезд новый, до революции не существовавший. Он состоит из частей трёх уездов, принадлежавших даже разным губерниям. Самая большая часть составляет собой кусок Дмитровского уезда, далее идёт часть, отошедшая от Александровского уезда Владимирской губ., и наконец, две волости присоединены от Переяславского уезда. Эта лоскутность тяжела тем, что данные по уезду приходилось искать по архивам трёх уездов или по губернским сводкам. Трудность усугублялась ещё потому, что архивы сохранились очень плохо, а в Александрове совсем были уничтожены пожаром», — так члены редакционной комиссии сборника описывали трудности при его создании.  Расскажем кратко об основных авторах сборника. Многие из них были очень образованными людьми с яркими биографиями.

***

Председатель редакционной комиссии Михаил Тимофеевич Смирнов — офицер военного времени, педагог с дореволюционным стажем, заведующий Сергиевским отделом народного образования, глава Общества изучения родного края. Член ВКП(б) с 1917 года. В нём было всего понемногу: и большевизма, и конформизма, и провинциальной интеллигентности. Жизнь М. Т. Смирнова удалась, он умер в 1968 году, успев передать загорским краеведам настоящее сокровище — комплекты газеты «Трудовая неделя» за 1918­19 гг.

Анна Дмитриевна Шаховская принадлежала к известному дворянскому роду, её прадед — декабрист Фёдор Шаховской. В Сергиев Посад она приехала в 1921 году, занималась здесь созданием краеведческого музея. В мае 1928 года была арестована и осуждена  по делу «Антисоветской группы черносотенных элементов в городе Сергиеве» и отправлена в ссылку в Ростов. Впоследствии благодаря обширным познаниям стала личным секретарём­референтом академика Владимира Вернадского и проработала в этом качестве до его смерти.

Ряд авторов были в то время совсем молодыми людьми. Возьмём хотя бы Павла Александровича Заботкина. Выпускник сергиевопосадской мужской гимназии, он прославился как блестящий юрист и хранитель краеведческих традиций. Был постоянным автором газеты «Вперёд». Свой последний очерк, посвящённый торговым  рядам на Пятницкой площади, он опубликовал за неделю до кончины.

«Живым мостиком» между «золотым веком» краеведения и современностью был и Владимир Васильевич  Жданов, в ту пору мелиоратор. Его очерки о встречах с писателем Михаилом Пришвиным, о старом городе, о его родной Красюковке вошли в золотой фонд краеведческого наследия
1960­-70­-х годов.

Его коллега по сборнику, Владимир Александрович Новиков, потомственный педагог, реализовал себя на учительском поприще — он был одним из первых директоров профтехшколы-­интерната инвалидов Великой Отечественной войны (ныне Загорский социальный техникум).  А ещё оставил о себе память на страницах газеты «Вперёд» как активный внештатный автор.

На долю главного лесничего уезда Николая Рудольфовича Обрехта выпало многое: осуществление в жизнь нового Лесного кодекса тех лет, размежевание уездного лесомассива, организация борьбы с массовой порубкой. По его очерку мы можем судить о лесных богатствах, утерянных за прошедшие 95 лет. Судьба Н. Р. Обрехта сложилась печально: 26 сентября 1944 г. он был арестован и осуждён по «политической» статье 58­10 часть вторая — «антисоветская агитация», под которой могло подразумеваться и хранение «неправильной» литературы.

Владимир Дмитриевич Дервиз (фон Дервиз) с весны 1922 года возглавлял Комиссию по охране памятников старины и искусства Троице­-Сергиевой лавры, затем был заведующим созданным в её стенах историко­художественнным музеем-­заповедником. После увольнения в 1928 году (в рамках «дела бывших») перебрался в Москву. В 1933 году с ним случился несчастный случай: он попал под трамвай и лишился ноги. Умер
В. Д. Дервиз в 1937 году.

Алексей Николаевич Свирин как раз во время выхода нашего сборника стал директором музея и возглавлял его до января 1929 года. Позже он работал в Третьяковской галерее, Музее изобразительных искусств в Ереване, заведовал Музеем  московского текстильного института. В Сергиеве Свирин написал немало научных трудов, был автором путеводителей по нашему городу.

***

Выход сборника «Сергиевский уезд Московской губернии» пришёлся на «звёздный час» подмосковного краеведения (или как тогда говорили — «краеведства»).  Буквально через несколько лет начался повальный разгром краеведческого движения. Одновременно с этим местные органы власти были лишены возможности осуществлять издательскую деятельность, за исключением различных «раздаточных материалов» к выборам и партконференциям.

Александр Седой