В минувший четверг в здании администрации округа прошла встреча активистов, выступающих против возведения комплекса по переработке отходов у деревни Сахарово, с руководителями указанной стройки. Изначально ожидалось прибытие и проектировщиков, но они по каким­-то причинам проигнорировали приглашение. Модератором дискуссии выступила заместитель главы администрации округа по вопросам экологии Оксана Ероханова.

Разговор получился долгим (больше двух часов), очень эмоциональным и информационно насыщенным — стороны спорили, обменивались фактами и выводами, соглашались и не соглашались друг с другом. Мы, в свою очередь, попробуем проанализировать и кратко изложить услышанное.

О работе полигона

Комплекс у деревни Сахарово рассчитан на приём 450 тысяч тонн мусора в год. По словам руководителей стройки, сортировать будут не более 20 % от общего объёма, а остальное — захоранивать здесь же, в котлованах, выстланных специальными материалами для предотвращения протечек в грунт.

В настоящее время строительство идёт к завершению. Уже на 5 января запланировано начало пусконаладочных работ. В построенный цех завезут 10­-15 тонн мусора, который будет ходить по кругу для проверки и отладки работы линии сортировки. Из отходов предполагается выделять пластик, бумагу, стекло, органику и т. д. — то, что пригодно для дальнейшей переработки и использования. Полной технической готовности всего оборудования предполагается достичь в начале февраля.

Отдельные разъяснения были даны по переработке органических остатков. Их будут компостировать в оборудованных больших цехах. Цикл переработки занимает 16­-18 дней, во время которых все корки, огрызки и прочие пищевые отходы раз в два дня перемешиваются ворошильными машинами, а в получившиеся бурты засеиваются особые культуры бактерий для ускорения разложения органики. На выходе, по заявлению представителей строящегося комплекса, получится технический грунт, пригодный для использования в лесах, парках и иных подобных объектах, не связанных с сельским хозяйством.

Не остались без ответа вопросы о воде — как «входящей», так и «исходящей». Для водоснабжения полигона в полутора километрах от него запроектирована артезианская скважина. Все дренажные воды (4 вида стоков) будут очищаться и сбрасываться в речку Перемойку. На вопрос о качестве очистки представитель полигона ответил, что стоки «будут пригодны для рыбохозяйственных нужд».

Есть ли радиация?

Отдельно можно выделить дискуссию о наличии или отсутствии радиационных материалов на территории, отведённой для строительства полигона. Активисты утверждали, что осенью 2018 года в урочище Лихенино недалеко от деревни Сахарово были найдены уходящие в землю вертикальные контейнеры. Кто и когда их там установил — неизвестно, да и само наличие таких хранилищ (будем справедливы) в настоящий момент никак не подтверждено. На чём базируется уверенность общественников об их опасности, из обсуждения осталось совершенно неясным.

Представители полигона парировали, что найденные бетонные столбы — просто законсервированные артезианские скважины.

В свою очередь, заместитель главы администрации округа Оксана Ероханова напомнила, что в ноябре 2018 года на место выезжала комиссия МЧС, осмотревшая указанные сооружения и пришедшая к выводу об их безопасности.

Чтобы разобраться в этом вопросе, мы обратились за комментарием в ФГУП «Радон». В пресс­-службе предприятия нам сообщили, что специалисты-­радиологи осматривали спорный объект, который представляет собой ствол изыскательской ин­женерно­-геологической артезианской скважины с опечатанным оголовком. Радиационное обследование уходящей в землю бетонной трубы и прилегающей терри­тории проводилось с помощью профессионального оборудования, способного зафиксировать все виды ионизирую­щего излучения. Замеры показали, что уровень излучения соответствует естественному радиационному фону.

На вопрос о том, существуют ли вообще вертикальные хранилища для жидких радиоактивных отходов (о которых говорят общественники), нам был дан отрицательный ответ.

Объект археологии

Немало копий было сломано вокруг расположенных на территории будущего полигона объектов археологического наследия «Сахарово­1» и «Сахарово­2» общей площадью около двух гектаров, поставленных на государственный учёт распоряжением Главного управления культурного наследия Московской области 5 сентября 2018 года. Спор в основном свёлся к обсуждению их дальнейшей судьбы, и стороны по понятным причинам в этом совершенно не сошлись. Общественники утверждали, что трогать участки совершенно нельзя, а надо исследовать, представители полигона говорили, что приняли меры для их сохранения.

Что представляют собой эти объекты, мы попытались разобраться самостоятельно. Согласно выпущенным в 2009 году материалам научного семинара «Археология Подмосковья», речь идёт о существовавших до XVIII века Вознесенском погосте и Иванковой пустоши, а также не обнаруженном пока фундаменте церкви Вознесения Христова (по­-видимому, XVII века постройки). В 2007­-2008 годах археологи Сергиево­-Посадского историко-­художественного музея-­заповедника вели здесь сезонные раскопки, часть найденных артефактов — наконечники стрел, ножи и т. д. — хранятся в музейной коллекции древнего оружия. Самый старый из найденных экспонатов (железный замок) датируется XII­-XIV вв.

Кратко говоря, судя по археологическим находкам, в этом месте в Средние века и позднее существовало поселение с кладбищем и церковью. Участок поставлен на государственный учёт и охрану в качестве выявленного объекта археологического наследия.

В сентябре 2018 года Институтом археологии РАН была проведена государственная экспертиза проектной документации Комплекса по переработке и размещению отходов, строящегося возле деревни Сахарово. Эксперт Игорь Стрикалов пришёл к выводу, что всё необходимое для сохранности старого погоста в проекте предусмотрено. Участки будут покрыты геомембраной, бетонными плитами и слоем мусора поверх них.

«В процессе эксплуатации объекта размещения ТБО площадка с археологическими объектами засыпается отходами. Далее по истечении срока эксплуатации объекта и его стабилизации (не менее 25 лет) для проведения археологических раскопок  необходимо вынуть и вывезти отходы над площадкой, демонтировать дорожное полотно, снять плиты и убрать геомембрану», — говорится в тексте экспертизы.

Откровенно сказать, представить, что кто-­то спустя четверть века будет тратить большие деньги на вывоз слежавшегося мусора для проведения археологических раскопок над не самым ценным с исторической точки зрения кладбищем, почти невозможно.

***

Несмотря на то, что стороны почти ни в чём не смогли убедить друг друга, такие встречи, безусловно, очень нужны. В спорах рождается истина, да и обмен информацией и разъяснения фактов всегда полезны.

Александр Гирлин
Фото автора  и Сергея Семенькова

Читайте также: Названа дата запуска мусороперерабатывающего комплекса близ Сахарово >>