Зелёная угроза

«Мне с бригадой повезло, — показывает редкий пример хорошей опиловки у себя под окном Татьяна Курашова, создатель проекта «Зелёный Загорск» и самый известный местный эколог. — Конечно, не идеально, но всё же». Татьяна перечисляет несколько параметров хорошей работы: спилены нижние ветки как можно ближе к стволу, в идеальном мире «раны» ещё и замазывали бы, чтобы не допустить гниения, ну да ладно. Главное же — сверху видна крона, а не обрубок. Рядом с «образцовым» стоит совсем непонятный «мутант» с тройным стволом, вьющимся, словно отросшие головы Гидры. «Его опилили несколько лет назад другим методом, вот что выходит, — сочувственно показывает Татьяна на растение. — А там, считай, мёртвое, — указывает она на ещё один шестиметровый «пенёк» в отдалении. — Человеку если голову отрубить, он тоже не выживет, хотя с ногами же всё в порядке», — грустно иронизирует эколог. Такой столб даже иногда зацветает по весне, но это уже не живое и здоровое дерево.

По её словам, около 90 % опиловки в городе производится именно «головорубски», а не мягко, что угрожает не только эстетике, но и отчасти здоровью населения. И дело далеко не только в кислороде (его главный источник на планете, кстати, вообще водоросли). Деревья снижают уровень шума, улучшают влажность и в целом являются очень важным элементом жизни.

Основания приговора

И всё же поводов для опиловки хватает. Это и новые строения, в этом случае застройщик всегда обязуется возместить ущерб (кстати, не фактическими насаж­дениями, а в бюджет), и расстояние до домов (в законе «О благоустройстве в Московской области» описаны расстояния до любых объектов, в том числе жилых домов), и просто аварийность — сухие высоко висящие ветки опасны для прохожих. Большинство деревьев в Сергиевом Посаде сажали 40-­50 лет назад — понятно, что аварийных среди них уже масса. Особенно остро стоит проблема с тополями, посаженными в 1950-­е годы на общественных территориях.

Есть ещё и многочисленные обращения жителей: кому­-то не хватает солнца, кому­то ветка лезет в суп через окно на кухне — всё это может быть поводом для заявления через МФЦ или же в свою управляющую компанию (юрисдикция зависит от расстояния — в радиусе пяти метров это к УК). А вот самостоятельно рубить или пилить без разрешения — уже административное правонарушение.

Вынужденная «гуманность»

«Мы, в основном,занимаемся деревьями в рамках комплексного благоустройства дворов или же на общественных территориях», — объясняет начальник отдела благоустройства администрации городского округа Татьяна Салова. Настоящая проблема — уже упомянутые тополя. Их много, и с ними просто не могут справиться. «У нас всего одна вышка, и у неё есть ограничение по высоте — зачастую нам приходится арендовать или заключать договор с организацией, обладающей техническими средствами», — объясняет Татьяна Викторовна сложности в графике опиловки.

С деталями всё ещё сложнее. Для каждого дерева свои нормативы — берёзы опиливать вообще почти запрещено (если увидели обрубок «вечношумящей», можете смело жаловаться). Иные культуры можно, но крайне аккуратно, а вот тополя и липы (самые у нас популярные), действительно, по нормативным документам допустимо пилить до состояния высокого «пенька».

Судя по всему, дело тут не в особой жалости к насаждениям, а в средствах. Опилить простым путём менее затратно, чем опилить фигурно. Но спилить ещё сложнее: каждое убранное под корень дерево — это порубочный лист, и за каждое спросят новое в рамках озеленения. А вот за «обезглавленный» столб не спросят: дерево же на месте. «Это временная мера, конечно, таким образом мы продлеваем жизнь дереву примерно на 10 лет», — говорит Татьяна Салова. Их постепенно планируют возместить культурами пониже и менее «агрессивными». Например, во дворах, где проводят опиловку, жителям на субботниках предлагают сеянцы и саженцы (многие их просят сами — в основном наши люди очень любят берёзы и рябины, хотя кто-­то и на дуб замахивается).

Когда всё это вырастет?

Новые ростки — долгосрочная перспектива, а вот плодами борьбы за жизнь «пеньков» мы будем «наслаждаться» ближайшие годы. Если верить словам Татьяны Викторовны, в год сажают сейчас больше, чем спиливают. Урбанисты же давно говорят, что правильное и вполне себе экологичное решение — если дерево не аварийное, опиливать «мягко», если же нет — рубить и сажать новое.

Иннокентий Майоров

Фото Сергея Семенькова