Обновлённая студия керамики открывается в сергиевопосадском центре «Наследие». Направление, которое и прежде считалось сильным в этой творческой школе, приобретает новые интересные особенности.

Студию возглавит Ирина Оросова. Она училась в Абрамцевском колледже и Строгановке, проходила практику на фарфоровых заводах в Дулёве и Вербилках, создала авторский тираж фаянсовых блюд «Времена года» в экспериментальном творческо­производственном комбинате «Воронцово».

Не самое на первый взгляд броское, но важное изменение — в программу обучения включают предварительную проработку эскизов. Есть керамисты, которые этот шаг пропускают, но в «Наследии» считает, что рисунок и лепка должны идти рука об руку.

Это принципиально, утверждают в «Наследии», который кроме того, что стал филиалом Дворца культуры, с недавних пор имеет статус центра народно­художественного творчества и традиций.

Здесь, помимо прочего, есть ещё один момент: рисуя эскиз, ребёнок знакомится с канонами глиняной игрушки, узнаёт на практике азы древнего ремесла. Откуда у филимоновской игрушки такие яркие красно­жёлто­зелёные полоски? Почему в дымковской игрушке такое разнообразие сюжетов — от барынь с вёдрами до индюшек и оленей? Заодно ребёнок узнает от учителя, как появился именно такой промысел, как он раз развивался.

И конечно, проработав детали на бумаге, повторит их в глине — вот та самая любимая всеми мелкая моторика.

Второй момент — грань между обучением и игрой будет менее заметной. Под игрой может подразумеваться даже настольный театр, главными героями в котором станут только что сделанные работы.

И наконец, если смотреть ещё шире, к теме дети подойдут с особенным настроением, для чего педагоги создадут дополнительный контекст. Проще говоря, например, во время лепки птиц голоса птиц будут звучать в записи, как и рассказы о повадках обитателей леса.

«Наследие» создаёт в своих стенах полный технологический цикл работы с керамикой — от теории и эскиза до финальных штрихов и обжига в печи. И даже до выставки, благо площади центра позволяют.

Печь в «Наследии» тоже обновили, и теперь это современный аппарат с электронным управлением. Он позволяет обжигать при 1200 градусах, что достаточно, говорят в центре, для работы с практически любой керамикой.

Возможно, преподавателям этой техники приходится сложнее, чем их коллегам, — в том смысле, что живописцы и скульпторы имеют перед собой ориентиры, имена известных мастеров, знаменитые на весь мир работы. В мире керамики своей Моны Лизы нет, и непонятно, на кого ориентироваться мастерам народного жанра, зачастую анонимного.

Сергиевопосадцам всё же повезло, поскольку у нас сложилась сильная керамическая традиция Абрамцева, и по сей день работают десятки талантливых современных мастеров. Учиться будут на их примерах — через выставки и личные встречи, мастер­классы, походы в мастерские.

Фото Сергея Семенькова