В прошлом номере нашей газеты был опубликован проект Устава Сергиево-­Посадского городского округаважнейшего документа, регулирующего вопросы организации местного самоуправления. Думаю, большинство из нас даже не пытались вникнуть в его содержание, как мало кто углублялся в подробности Конституции РФ, где расписаны наши обязанности и права. А между тем, жизнь округа без этих правил превратилась бы в хаос. Мы решили изучить документ и понять, что же интересного принёс нам новый статус округа.

Губернатор может лишить мандата

В основу нового документа был положен Устав района. Согласно проекту, главным законодательным органом муниципалитета выступает окружной Совет в количестве 30 депутатов, из которых 10 были выбраны по партийным спискам и 20 — по одномандатным округам. Совет округа избран на 5 лет. Практически все депутаты осуществляют свои полномочия на непостоянной основе, то есть бесплатно. За зарплату в муниципальном парламенте могут трудиться не более 10 % от общего числа народных избранников. В нашем случае это три человека — председатель Совета округа и два его заместителя. Они не вправе заниматься предпринимательской и иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и творческой работы.

Все решения депутаты принимают на заседаниях, которые считаются правомочными, если на них присутствуют хотя бы половина от общей численности народных избранников, то есть 15 человек. В истории Сергиева Посада были времена, когда парламентарии горсовета активно спекулировали этой строчкой в статье Устава и открыто саботировали заседания, тем самым срывая кворум и делая их неправомочными. Для города такие «забастовки» выходили боком и тормозили развитие. По счастью, окружной Совет такой участи, по всей видимости, избежит, 20 человек в муниципальном парламенте — представители единороссов, которые при соблюдении партийной дисциплины всегда обеспечат необходимый кворум.

Работать в окружном Совете не только почётно, но и ответственно. В полномочия парламентариев входит утверждение бюджета, установление ставок местных налогов, определение стратегии развития муниципалитета и многое другое, включая принятие решения об удалении главы округа в отставку и самороспуске Совета депутатов. Да-­да, до пяти лет работы Совет может и не дотянуть, например, в случае преобразования или упразднения городского округа или в связи с увеличением численности избирателей более чем на 25 %, произошедшего вследствие объединения территорий.

Раньше пятилетнего срока депутатское кресло может пошатнуться и под народными избранниками. В Уставе названо 11 причин, по которым полномочия парламентариев округа прекращаются досрочно. Среди них — смерть, отставка по собственному желанию, обвинительный приговор суда, выезд на ПМЖ за границу, призыв на военную службу и др. Досрочно лишится мандата парламентарий и в других случаях:

— подтверждённого судом неисполнения своих обязанностей;

— по обращению инициативной группы населения (по закону Московской области о местном референдуме, не менее 10 человек);

— по обращению избирательных объединений;

— совместной инициативе коллег­депутатов и главы городского округа;

— по обращению губернатора Московской области;

— по результатам местного референдума, причём за отзыв должно проголосовать не менее 50 % избирателей депутатского округа.

А ещё парламентарии округа обязаны ежегодно предоставлять сведения о доходах, расходах и имуществе — своём, а также своих близких (супруга и несовершеннолетних детей). Эта мера была введена в рамках исполнения закона «О противодействии коррупции». Неисполнение данного требования влечёт за собой наказание, вплоть до лишения мандата. Такой прецедент в Сергиевом Посаде уже был, депутат не полностью задекларировал свой доход и был лишён полномочий народного избранника.

О «плюшках» и незавидной доле главы

Перейдём к исполнительному органу муниципалитета, которым является администрация городского округа и глава. С недавнего времени всенародные выборы мэра заменили на более прозаичный конкурс. Окончательный выбор делают окружные парламентарии. Отбор кандидатур проводится специальной комиссией, половина членов которой назначается Советом депутатов округа, а другая половина — губернатором Московской области.

Требования к претендентам на мэрское кресло вполне стандартны — высшее образование, отсутствие судимости, опыт управленческой деятельности и др. По Уставу для проведения голосования на конкурс должно быть представлено не менее двух кандидатур. Глава считается избранным, если за него проголосовало более половины членов Совета (в нашем случае – 16 депутатов). Срок его полномочий составляет 5 лет.

Руководитель муниципалитета, как и депутаты, обладает неприкосновенностью, то есть ему и его семье гарантирована защита от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с осуществлением полномочий. Также ежегодно ему положен дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 12 дней. Однако за все эти «плюшки» он должен ударно отработать так, чтобы жители почувствовали улучшение, а депутаты приняли отчёт о результатах деятельности администрации, который он обязан предоставлять каждый год.

На главу, не справившегося со своими обязанностями, в Уставе предусмотрена управа. В статье 71 указан целый список причин, по которым Совет депутатов вправе удалить главу в отставку. Инициатива об удалении главы может идти как от депутатов, так и от губернатора. Главу могут отправить в отставку и  в связи с утратой доверия президента РФ в случае, если у него или его ближайших родственников  найдётся счёт в швейцарском (или любом другом иностранном) банке. А также по результатам местного референдума, где за отставку проголосовали не менее 50 % зарегистрированных в округе избирателей.

Решение об отставке считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 народных избранников. Если большинство парламентариев решили оставить главу на посту, вопрос об удалении может быть через два месяца рассмотрен повторно.

На местах

А что же по новому Уставу ждёт нас в бывших поселениях района? Это вопрос был одним из основных на публичных слушаниях по объединению территорий в округ. В проекте Устава записано, что в структуру администрации городского округа, которая будет утверждаться Советом по представлению главы, могут входить «отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации».

А что народ?

Для того, чтобы принять посильное участие в жизни муниципалитета нам, простым жителям, оставили не так уж мало. Например, проведение местных референдумов, собраний и опросов, создание органов территориального общественного самоуправления и избрание сельских старост. Мы по­прежнему можем выбирать депутатов окружного Совета в единый день голосования, который для удобства назначают всегда на исходе дачного и отпускного сезона в сентябре. Для нас регулярно устраивают публичные слушания по бюджету, где мы вправе вносить предложения, которые чиновники обязаны рассмотреть. Проводят общественные слушания по благоустройству. Создали Общественную палату. Заседания Совета депутатов, как правило, открыты, любой желающий может их посетить и даже высказаться, если заранее уведомит об этом.

Предложения мы также можем внести и в Устав округа. Именно для этого проект документа был опубликован в прошлом номере газеты «Вперёд» и размещён на официальном сайте администрации. Публичные слушания по Уставу назначены на 28 октября. Так что у жителей ещё есть время внести свою лепту в главный документ округа.

P. S. Кстати, согласно проекту Устава и уже принятому на первом заседании Совета решению, муниципальные нормативно­правовые акты вступают в силу после их первого официального опубликования в газете «Вперёд».
Подписка на нашу газету на следующее полугодие уже открыта во всех почтовых отделениях округа.
Будьте в курсе событий!

 

Оксана Перевозникова

Фото Александра Гирлина