Проблему несанкционированных свалок можно решить только сообщас помощью управленческой воли и гражданской активности высокого уровня. Застарелый «нарыв» в виде стихийной горы мусора на конечной остановке автобуса 2 на улице Южный тупик в Сергиевом Посаде начал «поддаваться лечению» не в последнюю очередь благодаря инициативе неравнодушного жителя Александра Коренева, обратившегося в редакцию газеты «Вперёд» и в инстанции всех уровней.

Два с лишним года будни этого местечка проходили по одному и тому же сценарию. Со всех концов и всех окрестных улиц и закоулков местные жители тащат здоровенные пакеты на контейнерную площадку — по два и более. Там они и лежат.

«До чего люди хорошо питаются, несмотря на кризис!» — появляется в голове первая мысль, глядя на изобилие тары из­-под еды. «И неужели от нас столько всего остаётся по наследству природе?» — следует за ней «прицепом» мысль вторая, не менее назойливая.

Софистика софистикой, но на 1000 с лишним окрестных домо­владений в Южном тупике приходится всего пять жалких контейнеров. А если праздник какой… на пятачке возле разворотной площадки автобуса случается неизбежный «мусорный апокалипсис», который периодически усугубляется «социально-­ответственными» предпринимателями.

Нет-­нет, да и заглянет туда грузовичок со стройматериалами и картонными коробками — «оправится» прямо под забор и уедет восвояси, обманув систему, не заплатив за вывоз отходов ни копейки…

В минувшую пятницу что-­то подобное попытался провернуть экипаж «Газели» с номером ЕТВ 123 (страна должна знать своих героев). В кузове полторы тонны мусора какой­-то торговой точки.

— Чего привезли, мужики? — выясняем мы с Александром Кореневым.

— Да вот, разгрузиться хотим.

— А себе во двор не хотите вывалить эту кучу?

— Ну, здесь же свалка!

— Из-­за таких ***, как вы, здесь свалка.

— А где написано, что здесь «валить» кучу нельзя?

— В административном кодексе…

— И что нам за это будет? Штраф 500 рублей? (Ха! Наивные ребята, которые держат свой город за помойку, а его население за быдло, оценили четыре колеса слишком дёшево. А что? Мимо свалок опасно ездить, можно и на стекло от бутылки наехать невзначай.)

Разгрузились где­то в другом месте — может, на Кировке, может, в лесополосе. Где именно — история умалчивает, но почти наверняка сохранит память об этом лет на 100 — примерно столько разлагается целлофан.

А свалка продолжает расти, превращаясь в пирамиду бытовой безнравственности… Подъезжает чёрная иномарка с «блатными» тремя пятёрками на госномере — из багажника появилось два пакета с признаками вчерашней бурной вечеринки. Бах в общую гору! А следом сельский лентяй на джипе «Сузуки» с полным кузовом яблоневых веток.

— Шашлыки бы сделал себе!!!

Да уж… наши мамы и бабушки в бытность дачницами так потребительски к дарам природы не относилась. Такие вещи сжигались в бочке, и зола использовалась для удобрения закисленной почвы.

А тем временем вокруг свалки бурлит экономическая жизнь! Несколько человек организовали «народную сортировочную линию». Увидят выброшенный пылесос или кухонный комбайн — хвать его на тележку — и домой, выковыривать самое ценное. Кто-­то по старинке приезжает за металлом — механизмы выживания голодающего «третьего мира» актуальны и у нас.

Пятнадцать минут мы с Александром Кореневым беседовали о судьбах родины и о нравах XXI века. За это время «гора» стала выше, мусора прибавилось. Отвлеклись. Видим — мужик с пакетом, местный. Хотели пристыдить. А он взял и прошёл к пустым контейнерам.

— Вот те на! Личность без стадного инстинкта! — за один этот поступок мы зауважали его в глубине души.

А расстались, договорившись о следующем: «Помогите перенести свалку хотя бы на 20 метров вбок от автобусной остановки. И контейнеров добавьте! Ну невозможно дальше терпеть! И напишите, чтоб грузовики L&T вывозили почаще — 3­-4 раза в день…»

Прошло три дня

На месте свалки появился шестнадцатикубовый суперконтейнер — говорят, в воскресенье. «Теневая экономика» кружит вокруг него, как и прежде. Но ситуация стала радикально лучше — территория процентов на 90 чище. Можно сколько угодно язвить по поводу мусорящих у себя под ногами жителей и сравнивать их с дикарями, находящимися на низшей ступени эволюционного развития. Бросать мимо перестали, как только появилось «куда».

В селе Константиново, например, за сгоревшим сельсоветом бросать некуда — поэтому там в овраге огромная свалка с «богатой историей».

Верхняя вольта

А вообще, контейнерная площадка там существует на птичьих правах. Всё дело в том, что над ней протянуты высоковольтные провода с напряжением 35 кВ. Нормативы категорически запрещают складировать отходы на расстоянии менее 15 метров от подобных конструкций. Впрочем, безопасность, по крайней мере в былые времена, никогда не была коньком отечественных градостроителей. Да и частники особо не «запаривались». Возводили свои хибары, пренебрегая потенциальным уничтожением собственного здоровья.

Сергей Рунько

 

КОММЕНТАРИЙ

Оксана ЕРОХАНОВА, заместитель главы администрации Сергиево-­Посадского района:

Проблему вывоза бытовых отходов по улице Южный тупик мы постараемся решить в течение месяца. Мы понимаем, что на эту площадку везут отовсюду — из деревни Зубачёво, окрестных дач. Мы будем сносить эту контейнерную площадку. Сейчас там повешена видеокамера. В ближайшее время в микрорайоне появятся дополнительные контейнерные площадки. Всё это будет делаться с наступлением устойчивого тепла.

Хочу напомнить всем, кто выкидывает мусор не в контейнеры, а рядом с ним, — за данное правонарушение на административно­технической комиссии предусмотрен штраф от 4 до 5 тысяч рублей. Обратиться можно через сайт администрации и через официальные аккаунты в социальных сетях с приложением фотографии правонарушения.

Если вы увидели свалку на своей территории, мы примем меры, но нам необходимо понимать, чья это земля — если это частное землевладение, то за беспорядок на этой земле отвечает собственник.