Во вторник во Дворце культуры им. Ю. Гагарина отметили День науки и творчества: южное крыло ДК отдали художественным студиям района, а в северном расположились электронщикипо столам и мрамору фойе рассекали роботы, сделанные в Сергиевом Посаде.

В этот же день на сцене Дворца культуры наградили школьников — победителей олимпиад и творческих конкурсов. Начальник управления развития отраслей социальной сферы Наталья Фирсанова привела цифры: в интеллектуальных состязаниях участвовал каждый второй учащийся, и каждый третий был отмечен наградой. В недавней всероссийской олимпиаде наши школьники получили три «золота», 107 раз они были признаны сильнейшими на региональном этапе и ещё 550 ребят победили на муниципальном.

Обращаться к науке по весне — не самая известная, но стойкая советская традиция. В СССР День науки отмечали в конце апреля, привязав его к датам, когда Ленин писал свой «Набросок плана научно­-технических работ». Несмотря на то что День российской науки официально приходится на 8 февраля, многие научные коллективы по­-прежнему считают апрель своим месяцем.

Без реверансов советскому прошлому не обошлось и в творческом крыле ДК —совершенно неожиданно на выставке детских картин обнаружился сюжет, в котором Иосиф Сталин приходит за помощью к блаженной Матроне на фоне пылающей Москвы. Случай, который сами священники и историки Московской духовной академии позже называли мифом, нашёл место среди милых изображений природы и актуальных плакатов, призывающих разделять мусор.

Понимают ли дети, кого они рисуют? Что они знают о Сталине, кроме того, что он в безвыходный момент якобы обратился к Церкви? Говорят ли им о числе его жертв? Нам не удалось застать педагогов, чьи дети участвовали в выставке с этой работой, но коллеги­-преподаватели дали понять, что художественные школы учат лишь технике рисования, а всё остальное, считают они, дети должны узнавать от учителя истории в обычной школе.

Ещё один момент, который явно и неявно считывался в разговорах с преподавателями муниципальных творческих центров, — нарастающая конкуренция с частными студиями. В то время как коммерческие образовательные учреждения всё сильнее наступают им на пятки, государство с каждым годом предъявляет к своим же подведомственным муниципальным центрам всё более строгие требования — от санитарно-­гигиенических норм до необходимости профессиональной аттестации сотрудников и отсутствия судимостей.

Ничуть не умаляя заслуг многих талантливых частнопрактикующих коллег, наши собеседники­-бюджетники недоумевали: «Как же так — к нам требования всё жёстче, а частники могут работать как ИП без лицензии на ведение образовательной деятельности?!»

Небольшой опрос на Дне науки во Дворце показал, что в обществе в лучшую сторону меняется отношение к дополнительному образованию: например, всё больше людей проявляют интерес к батику, росписи по ткани. «Сейчас уже знают, а ещё несколько лет назад нам приходилось объяснять, что это такое», — говорят преподаватели из хотьковского центра «Елизавета Мамонтова». В сергиевопосадском центре «Юность» и других успешно развивается робототехника и её первый кирпичик — схемотехника. И вот ещё один пример: центр «Кругозор» на Ферме вернул к жизни черчение — предмет, который несколько лет назад исчез из средних школ, но внезапно оказался хитом дополнительного образования.

Владимир Крючев

Фото Сергея Семенькова