...Не поддерживает Фонд социального страхования сергиевопосадских инвалидов и детей-­инвалидов. Положенную ортопедическую обувь дети не получили ни осенью, ни зимой. Подгузники и другое абсорбирующее бельё приходят с опозданием, а инвалидные коляски и вовсе не выдают. Людям приходится покупать необходимые вещи и средства личной гигиены самостоятельно, но положенная денежная компенсация покрывает в этом случае лишь часть от реально затраченной суммы.

 

Несколько раз в редакцию газеты поступали жалобы на работу ФСС от родителей детей-­инвалидов, в том числе от членов общественной организации «СИДИ».

О проблемах в работе Сергиево­-Посадского филиала фонда газета «Вперёд» поговорила с Евгенией АННЕНКОВОЙ, начальником отдела социальных программ Московского областного регионального отделения ФСС.

— Дети­и-нвалиды должны получать четыре пары ортопедической обуви в год. Почему не выдавалась обувь в 2018 году, при том что мерки для зимней обуви индивидуального пошива приезжали снимать?

— Пункт 16 правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации предусматривает наличие ситуации недостаточного финансирования из федерального бюджета, что может вызвать задержки как в отношении обеспечения изделиями, так и в отношении выплат компенсаций за самостоятельное приобретение технических средств реабилитации. Согласно п. 19 ст. 4 Федерального закона от 24.11.1995 г. № 181­ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» формирование показателей федерального бюджета по расходам на социальную защиту инвалидов относится к компетенции федеральных органов государственной власти. В связи с этим доведение средств федерального бюджета в необходимых суммах не зависит ни от регионального отделения, ни от его филиалов.

— Какую сумму возместят за самостоятельно приобретённую обувь?

— В 2019 году предельная сумма компенсации за самостоятельно приобретённую сложную ортопедическую обувь без утеплённой подкладки (индивидуального изготовления) компенсировали 6 521 рубль 35 копеек за 1 полуботинок, то есть 13 042 рубля 70 копеек за пару. На утеплённой подкладке (индивидуального изготовления) — 6 629 рублей 40 копеек за 1 полуботинок; без утеплённой подкладки (полумеханического или механического изготовления) — 4 437 рублей 76 копеек за 1 полуботинок; на утеплённой подкладке (полумеханического или механического изготовления) — 4 603 рубля 72 копейки за 1 полуботинок.

В настоящее время осуществляется подготовка и размещение процедуры на закупку ортопедической обуви для инвалидов в 2019 году.

— В Сергиево­-Посадском отделении ФСС, по словам родителей детей-инвалидов, абсорбирующего белья не будет до марта. Уже апрель, но его так и не начали выдавать. Выдадут ли бельё за прошлые месяцы?

— С первых чисел марта 2019 года обеспечение абсорбирующим бельём идёт по всей Московской области в соответствии с графиком исполнителя государственного контракта на его поставку. Что касается Сергиево-­Посадского района, обеспечение абсорбирующим бельём уже налажено и будет длиться до середины апреля. Обеспечения за прошлые периоды не предусмотрено, но можно предоставить платёжные документы для дальнейшей компенсации.

— Денежные компенсации за самостоятельно приобретённые средства реабилитации приходят с большим опозданием. На данный момент последние выплаты были 18 декабря 2018 года. Когда люди начнут получать денежные компенсации в срок? Установлен ли законом нормативный период, в который средства должны быть выплачены?

— Денежные выплаты компенсации также зависят от финансирования из федерального бюджета, что может вызвать задержки в отношении выплат за самостоятельное приобретение технических средств реабилитации. В свою очередь, уполномоченный орган в 30-­дневный срок после подачи заявления на компенсацию выносит решение о выплате компенсации или об отказе.

— Почему сумма государственной компенсации ниже рыночной цены?

— Размер компенсации определяется в соответствии с приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2011 г. № 57 «Об утверждении порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретённое инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения её размера». Согласно пункту 4 приказа размер компенсации определяется уполномоченным органом по результатам последней по времени осуществления закупки технического средства реабилитации или оказания услуги, информация о которой размещена на официальном сайте Фонда социального страхования РФ. В соответствии с этим приказом предельная сумма выплаты компенсации за то или иное изделие или средство может быть как ниже, так и выше рыночной.

— Активные коляски по индивидуальным параметрам два взрослых инвалида, проживающие в Сергиево­-Посадском районе, Елена Туркина и Владимир Синяков, ждут с 2015 года. Последний раз Елене выдали коляску в ноябре 2011 года. К 2019 году она «отслужила» два положенных ей срока (коляски обязаны выдавать раз в четыре года). С начала 2019 года ни одному ребёнку­-инвалиду в Сергиево-­Посадском районе не выдали инвалидные коляски, почему?

— Елена Туркина состоит на учёте в местном отделении Фонда социального страхования по обеспечению техническим средством реабилитации с июня 2015 года в соответствии с индивидуальной программой реабилитации от 2011 года. В рамках государственных контрактов, заключённых ГУ МОРО ФСС РФ с профильными организациями на поставку кресел-­колясок для инвалидов, в 2016-­2017 гг. Елене выдавались направления на получение кресла-­коляски активного типа, однако она письменно отказывалась по причине несоответствия предлагаемых изделий её антропометрическим данным. В свою очередь, у регионального отделения Фонда не было правовых оснований для обеспечения Елены Туркиной креслом-­коляской активного типа индивидуального изготовления, так как в её программе реабилитации отсутствовали рекомендации по индивидуальным антропометрическим данным. В 2017 году женщина предоставила новую программу от 2017 года. Согласно этому документу, Елена нуждается в обеспечении креслом­-коляской активного типа с индивидуальными параметрами. Региональным отделением в 2019 году в соответствии с законом будет осуществлена закупка данного изделия.

Владимир Синяков состоит на учёте по обеспечению техническими средствами реабилитации в местном филиале ФСС с января 2015 года. Он также нуждается в обеспечении креслом-­коляской активного типа с индивидуальными параметрами. Рекомендации по индивидуальным антропометрическим данным отсутствуют в его ИПР от 2015 года, в связи с чем региональное отделение Фонда не имеет правовых оснований для обеспечения инвалида креслом-­коляской активного типа индивидуального изготовления.

Для решения вопроса об обеспечении Владимира креслом­-коляской активного типа индивидуального изготовления необходимо внести изменения в его программу реабилитации. Право разрабатывать ИПР и вносить в неё изменения возложено исключительно на органы медико­-санитарной экспертизы. Туда и нужно обращаться для разработки новой ИПР. В случае внесения изменений либо разработки новой программы реабилитации Владимиру необходимо обратиться в территориальный орган Фонда по месту жительства с заявлением о предоставлении коляски. В рамках государственных контрактов, заключённых Фондом с профильными организациями на поставку кресел­-колясок для инвалидов, в 2016-­2017 годах Владимиру выдавались направления на получение кресла­-коляски активного типа, от которых он отказывался.

Также для обеспечения в 2019 году инвалидов креслами­-колясками, в том числе детей-­инвалидов, в настоящее время осуществляется подготовка и размещение процедуры на закупку данного вида технических средств реабилитации.

Подготовила Евгения Кинтушева

Фото Сергея Семенькова