Музей «Абрамцево» распространил информацию о том, что к сносу готовятся здания Мытищинского машиностроительного завода.
Сергиевопосадцам, возможно, эта новость покажется несущественной, но ценность мытищинских корпусов в том, что их открывал Савва Мамонтов — бывший владелец усадьбы «Абрамцево», меценат, напрямую связанный с нашими местами.
Для каждого жителя Сергиева Посада Мамонтов значим ещё и тем, что именно благодаря ему в нашем городе появилась железная дорога. Исторические корпуса, которым сейчас грозит уничтожение, стали ключевым звеном в развитии транспортного сообщения в северо-восточном направлении.
С точки зрения архитектуры и исторической ценности завод — несомненное сокровище. Сегодня в Подмосковье разрушены почти все образцы промышленной архитектуры, а этот остался почти нетронутым. Многие здания завода хорошо сохранились, и что интересно — некоторые интерьеры выглядят так же, как и при открытии завода на рубеже ХIХ-ХХ веков.
Похожим образцом промышленной неоготики, как её иногда называют, был и завод № 6 на Вифанской улице в Сергиевом Посаде, разрушенный год назад. Сейчас на его месте торговый центр.
Железная дорога и по сей день связывает нас как с Москвой, так и с северными российскими городами. Именно Мамонтову на железнодорожном вокзале города установлен памятник. Напомним: именных, персональных памятников в Сергиевом Посаде и по сей день немного.
Корпуса сносит собственник — ОАО «Метровагонмаш», который утверждает, что действует в соответствии с законом. Постройки, по словам представителя компании, изношены, не значатся в реестрах охраняемых объектов и не используются с 2013 года.
Общественники приводят примеры, когда бывшие промышленные корпуса с успехом перестраивались в общественные и культурные центры, творческие мастерские. Самый свежий из них — тульский культурный кластер «Октава», который открылся в одном из исторических корпусов легендарного действующего завода «Октава», производителя микрофонов.
В музее-заповеднике «Абрамцево» сообщили, что полностью поддерживают инициативу общественных организаций и простых граждан — архитектурный ансамбль Мытищинского вагоностроительного завода должен быть внесён в единый реестр объектов культурного наследия. Статус памятника истории и культуры народов Российской Федерации поможет сохранить этот уникальный объект.
О проблеме в эти дни сообщают многие ведущие СМИ, включая федеральные телеканалы. В интернете продолжается сбор подписей против сноса.
Владимир Крючев
Фото Игоря Гришина