«Просто не могу пройти мимо, — так отвечает Елена Ниязова, владелица частного приюта для собак «Темир Хан» на часто задаваемый вопрос друзей и знакомых: мол, куда ей столько собак? В приюте живут 40 псов. Сама себе Елена дала обещание, что пока хотя бы один из темирхановцев не найдёт новый дом, больше никого не возьмёт.

 

Уехала с фотоаппаратом, приехала со щенками

История приюта для животных «Темир Хан» началась пять лет назад с восьми белых щенков. В социальной сети «ВКонтакте» на странице волонтёрского движения помощи животным «Потеряшки» Елена увидела пост о помощи: нужно было сфотографировать щенков. У неё был хороший фотоаппарат, и она откликнулась. Жить малышам было негде, доброе сердце, с детства любящее животных, не дало оставить их в условиях, где малыши находились. Домой женщина вернулась вместе со щенками.

Живёт Елена в частном доме в одной из деревень Сергиево-Посадского района. В сарае она обустроила новым питомцам временный дом. За три месяца щенки отъелись и разъехались по новым хозяевам. Елена построила небольшой вольер. Тогда она не думала, что её дом станет приютом для животных. «Бедствующих животных много, если я знаю, что могу помочь, — пройти мимо невозможно», — рассказывает о себе Елена.

 

Заезжают семьями

У каждой попавшей в приют собаки своя особенная история, а у некоторых одна на двоих, а то и четверых. Часто в приют животные приезжают «целыми семьями».

Серьёзный и мускулистый пёс по кличке Ральф первым поднял лай, когда на территорию зашли чужаки, то есть мы с фотографом. Спустя пару минут собаки затихли, а Елена рассказала, что Ральф живёт в вольере вместе со своими сёстрами: Тришей и Мартой. «Ему нужен ответственный хозяин, который будет заниматься его дрессировкой. Ральф — зооагрессор, любит ввязываться в драки, к тому же он доминантный пёс», — при виде своей хозяйки Ральф радостно запрыгал, а когда Елена погладила его, прижал от удовольствия уши и растянул пасть в улыбке.

Брита и Берта — две сестры — попали в приют 13 декабря, пять лет назад. Они — одни из первых жителей «Темир Хана», которым пока так и не посчастливилось найти новых хозяев. Их долго лечили от пневмонии и выходили.

Осматривая вольеры с собаками, невозможно пройти мимо «пятнистой семейки». Три собаки палевого окраса —  Семён, Лиза и Масяня — усыпаны пятнами разного размера. Несмотря на то что у каждого пса свой характер, все они дружелюбные и, выбежав из вольера, кинулись знакомиться с гостями.

Пока Лиза повисла на моих руках, а Масяня облизывала руки фотографа, Елена, почёсывая за ухом Сёму, рассказала их историю: «Рано утром я повезла ребёнка в школу, на Ярославском шоссе увидела сидящего щенка. На обратном пути я остановилась и подошла к нему, хотела сразу забрать, но услышала писк. Оказалось, что в овраге были ещё три щенка. Все они были лысые, с ужасным кожным заболеванием — демодекозом». Конечно, всё семейство отправилось в приют, но выжили только трое». Им здесь неплохо: два раза в день кормят, выпускают на прогулку, гладят, обрабатывают от клещей и блох, проводят ежегодную вакцинацию. Но вот хозяйка — одна на 40 собак, приходится делить её внимание с другими обитателями.

«Масяня и Лиза любят ходить за мной хвостиком. Масяня стала бы хорошим компаньоном пожилой семейной паре. А вот Лиза хорошо будет себя чувствовать рядом с детьми. Семёну нужны люди активные, чтобы могли уделять ему время и гулять с ним подольше», — много лет наблюдая за своими «спасёнышами», Елена знает их особенности и понимает, какая семья нужна каждому. Вот только жаль, что очередь за ними не стоит.

 

Ветеринарный пункт

Почти все проживающие в приюте собаки стерилизованы  и обязательно привиты от бешенства и вирусных заболеваний, у каждой есть ветеринарный паспорт. По мере необходимости в «Темир Хан» приезжает ветеринарный врач. Давняя мечта хозяйки приюта — стационар. Это будет что-то вроде фельдшерско-акушерского пункта, только для животных. После того как вместе с отцом Елена достроит три вольера и переведёт туда около десяти собак из сарая, она сразу примется за стройку стационара. Для этого по знакомым начала собирать кафельную плитку, чтобы облицевать стены. В стационар будет приезжать ветеринарный врач, проводить вакцинацию не только «темирхановцев», но и животных, проживающих в деревне, а также стерилизовать их.

 

«Сумасшедшая женщина с 40 собаками»

Так Елена шутит сама про себя: «Кто-то к 40 годам заводит 40 кошек, а я собак завела. Конечно, многие меня не понимают и с недоумением наблюдают за моим приютом».

Главный вопрос, который возникает при входе на территорию частного дома Елены: «Как соседи относятся к тому факту, что рядом с ними живут 40 собак?» Но ей повезло: с одной стороны дом родителей, а с другой — у соседей несколько собак, так что многолапое соседство они принимают и понимают. Елена старается воспитывать подопечных. Днём они не лают, но вот удержаться от радостного возгласа во время утренней и вечерней кормёжки не могут. Хозяйка уговаривает их вести себя тише и своими силами дрессирует.

Большая, но добрая и послушная собака Синди по первому жесту Елены и короткой команде «в вольер» заходит после прогулки, садится перед дверью и покорно наблюдает, как задвигается замок.

Цель Елены не собрать вокруг себя как можно больше бездомных собак. Её цель —  пристроить их: социализированных, стерилизованных и готовых быть другом и компаньоном своему хозяину. «Когда собака, за которой я долгое время ухаживала, наконец-то находит свою семью, когда мне шлют фотоприветы и звонят, рассказывают, как у неё дела и что она идеально подошла семье, я искренне радуюсь и успокаиваю себя, что это всё не зря и нужно не только мне».

 

Евгения Кинтушева

Фото Сергея Борисова