Десять лет понадобилось жительнице Васильевского Таисии Черненко, чтобы увидеть, как сбывается её мечта — в дома соседей проводят газ. В 2008 году она, тогда ещё депутат сельского Совета, впервые написала в областное министерство энергетики, через пять лет добилась личной встречи с министром Леонидом Негановым, убедила чиновников включить село в программу газификации, а ещё ровно через пять увидела, как в Васильевское приехали рабочие и начали прокладывать газопровод.

 

В свои 76 лет Таисия Петровна политическим баталиям давно предпочитает прогулки и огородные заботы и, оглядываясь назад, считает, что газопровод — это лучшее, что она могла сделать для своего села как депутат.

Ей самой повезло. В их двух-этажных коттеджах — так называют панельные дома, которые сами жители кое-где обшивают утеплителем и пластиком, чтобы сохранить тепло, — и ещё в нескольких соседних пятиэтажках газ был изначально. А целая улица — два-три десятка деревянных домов — по старинке отапливалась дровами или электричеством. Дрова стоили недёшево — около десяти тысяч рублей на сезон. Счета за электричество, если включать обогреватели, обходились ещё дороже — 4-5 тысяч в месяц в зависимости от холодов. О комфорте такой жизни говорить и не приходится.

«Стыдно было перед народом. Думаю, как же так — кому-то повезло, а кому-то нет. И поехала добиваться справедливости», — вспоминает начало эпопеи Таисия Петровна.

Сначала несколько лет она писала письма в разные инстанции, включая администрацию президента. В Васильевском провела сход граждан. Собрались тогда человек тридцать и в выражениях, судя по протоколам пятилетней давности, не стеснялись. Доставалось и тогдашним руководителям района, и «Единой России», авторитет которой неминуемо, подчёркивали авторы, терпел ущерб от такого конфуза. «Это будет позор на всю Россию, — перечитывает и смеётся сейчас автор воззвания, — что думала тогда, то и писала!»

По информации АО «Мособлгаз», с 2015 года в нашем районе построено более 70 километров газопровода. Таисия Черненко считает, что Васильевское запрыгнуло в последний вагон — она убеждена, что сейчас вступить в госпрограмму газификации почти невозможно. «Я такая неугомонная, как чувствовала, что изо всех сил надо входить в программу. И с самого начала была уверена, что всё получится».

Жалеет сейчас только об одном — что не вписала тогда в заявку соседние деревни, ближайшая из которых Ярыгино. Общественница укоряет себя: «Молодая ещё была, не понимала всего. Думала, своим хотя бы провести».

Многие семьи живут в Васильевском из поколения в поколение, но семья Черненко не местная. В шестидесятых Таисию Петровну с мужем отправили сюда по распределению после Тимирязевской академии. Помогать людям ей нравилось всегда, ещё со студенческих лет, когда они с однокурсниками, молодые агрономы, ездили по облас-ти с бесплатными лекциями.

Впервые о желании провести газ в селе громко заговорили сразу после перестройки, году в 1986-м. Тогда это казалось далёкой мечтой. Конечно, за подключение к газопроводу жителям придётся заплатить немаленькую сумму — около 200 тысяч. Но, взвесив все за и против, представив, сколько поколений будут пользоваться этим газом, люди соглашаются. Заодно газ получат и дачники.

Васильевское — село на западе района. Есть храм и часовня, медпункт, школа и детский сад. Пять раз из Сергиева Посада ходит автобус. В селе живут чуть больше тысячи человек — это почти треть всего поселения, и большая часть работает либо в Сергиевом Посаде, либо в Хотькове.

 

Владимир Крючев

Фото Сергея Борисова

 

Галина Петровна СТЕПАНОВА, местная жительница:

Помните, года три назад прошёл ледяной дождь? У меня тогда электричества не было три дня, и всё это время в комнате было восемь градусов тепла. Печка меня тогда выручила, пришлось где-то искать дрова, чтобы хоть как-то согреться. Газ, конечно, выручит сильно.

 

 

Сергей КОРОЛЬКОВ, производитель работ:

Наша бригада из Домодедова. На время работ мы живём в строительном городке недалеко отсюда. Никаких особых сложностей нет, работа идёт по графику, к концу лета должны закончить.