В редакцию газеты обратился раздосадованный читатель с жалобой на отвратительную работу службы такси. По словам мужчины, его нагло обвели вокруг пальца, заставив оплатить услугу сверх положенного.

Он рассказал, что ждал вызванную машину возле одного магазина, а водитель подъехал к другому. Пока все нашлись, простой по счётчику уже накрутил приличную сумму. Пострадавший уверен, что таксист сознательно затягивал время, чтобы увеличить сумму за проезд. Отстаивать свою правоту читатель собрался в суде. Мы же в оценках менее категоричны, но, как у всех пассажиров, работа такси у нас также вызывает массу вопросов. Ответить на них на условиях анонимности, но максимально откровенно, согласился Павел, который работает в службе такси уже более трёх лет.

— Как, по-вашему, это была мошенническая схема?

— Такие ситуации встречаются очень часто. Это может произойти по вине самого клиента, который просто невнимательно указал точку в приложении, где он будет находиться, просто случайно сдвинув маркер. В таких случаях я бы рекомендовал пассажиру просто написать водителю в программе «Яндекс Go» или связаться по телефону и сориентировать, куда подъехать.

— А может быть, что водитель, чтобы увеличить чек за счёт простоя машины, специально подъехал не туда?

— Это вряд ли. Какой будет способ оплаты, наличные или безнал, таксист узнаёт только когда прибывает на точку подачи. Также как и конечную точку пути почти все водители видят, когда пассажир уже в машине. Программа настроена так, что конечная точка доступна только для водителей, которые долго работают, выполняют большое количество заказов и имеют статус «золото» или «платина», а для этого нужно в месяц набрать 8000–10 000 баллов, при том что выполнение одного заказа по тарифу «эконом» — это всего 16 баллов.

— У вас сколько баллов?

— У меня всегда больше 10 000, давно уже статус «платина». И за него я держусь, потому что статус даёт понимание — брать заказ или нет. Например, я вижу, что везти клиента придётся далеко, а время час пик. Тогда я тремя короткими заказами по городу заработаю больше денег, чем повезу человека в даль, и потом буду возвращаться пустым обратно. Поэтому хитрецы могут прятаться от своего клиента, особенно если оплата наличными. Клиенту я могу в этом случае посоветовать только одно: если водитель отказался от поездки, а цена выросла, можно обратиться в службу поддержки приложения «Яндекс Go» и вам компенсируют затраты промокодами на следующие поездки.

— В целом водитель без последствий для себя может отказаться от заказа?

— Не совсем. Изначально у каждого водителя 100 баллов активности. При отказе от заказа ты потеряешь 6 баллов. Если шкала активности падает до 40 баллов, блокируется доступ к любому заказу. Блокировка аккаунта может составить до двух недель. То есть таксисты обычно принимают все заказы, но применяют все хитрости, чтобы невыгодный заказ просто не выполнять.

— В программе «Яндекс Go» на карте видно, что машины рядом есть, но никто на вызов не отвечает, почему?

— Машины, которые мы видим в приложении, которые двигаются, — это мультипликация. То есть на карте будет показывать пять машин, на самом деле там может не быть ни одной. Это просто у Яндекса такая «замануха» для клиентов.

— Бывает, что пассажиры ставят таксисту плохую оценку и на что это влияет?

— Да, бывает. Причём это всё происходит инкогнито для водителя — он не знает, кто и за что его оценил. Но надо понимать, что если пассажир часто ставит низкие баллы, то программа перестаёт их учитывать. И всё же лучше высказать водителю недовольство на словах. Напрямую сказать, что в салоне накурено или что машина грязная. Это возымеет положительный эффект гораздо быстрее, чем вы даже среди круглых «5» поставите одну «1». Потому что таксист не узнает, за что у него понижается рейтинг. Кстати, водитель также оценивает каждого пассажира. В карточке заказа мы видим рейтинг пассажира. Если он низкий, мы понимаем, что едем к человеку, который плохо себя ведёт или у него могут быть проблемы с оплатой.

— Если такси вызывают в отдалённые уголки нашего округа — Васильевское, Селково, такси туда почему-то едет неохотно?

— Наоборот, это для нас интересные заказы, потому что система, скорее всего, предложит клиенту машину с уже оплаченной подачей. То есть стоить это будет дороже. Если я вижу заказ из Манькова в Сергиев Посад с платной подачей в 200 рублей, конечно, я его возьму.

— В Москве большинство таксистов — люди, прибывшие из ближнего зарубежья. Как у нас?

— В нашем городе таких очень мало. Если и попадаются, то залётные, которые привезли клиентов из Москвы.

— Есть требования к состоянию салона такси или это на совести водителя?

— На совести водителя, но пассажир всегда может оценить чистоту салона. И, повторяю, гораздо действеннее сделать это на словах.

— Имеет ли право водитель не брать пьяного пассажира?

— Мы можем отказаться от любого пассажира, если он не понравился. Но лично мне давно не попадалось так называемое «пьяное быдло».

— Что делать если водитель такси вам нахамил?

— Можно обратиться в службу поддержки «Яндекс Go», таксиста на время заблокируют и заставят писать объяснительную.

— У таксистов есть свой чат в мессенджерах?

— Да, но меня там нет, потому что там много разговоров обо всём и ни о чём.

— Обязан ли таксист иметь детское кресло?

— Не обязан. И это ещё одна причина возможного отказа в поездке. В приложении есть опция «перевозка детей по тарифу «детский», кто по нему работает, должен иметь автокресло. Но бывает, что приезжаешь, а человек стоит с маленьким ребёнком. Часто говорят, что нет машин по тарифу «детский», но я в это не сильно верю.

— Сколько у таксистов заказов за смену?

— У всех по-разному, у меня обычно до 50 заказов за смену. Это много, большинство не дотягивают и до сорока. Я просто хорошо знаю город, быстро подаю машину и получаю следующий заказ.

— Кстати, это нормально, если таксист просит вас показать дорогу?

— А почему нет? Если таксист новичок или иногородний, который не всегда понимает по названию заведений, куда везти, он может не знать маршрут.

— Самые выгодные направления рейсов — аэропорты?

— На первый взгляд кажется, что да, потому что программа автоматически ставит тебя в очередь на обратный заказ. Но он не обязательно будет в сторону твоего дома. Я редко такие заказы беру, только если мне нужно в ту сторону или он пришёлся под конец смены. Поясню: мой стаж и «платиновый» статус позволяют мне за 470 рублей купить двенадцатичасовую смену. В течение этого времени ни за один заказ в округе Яндекс с меня проценты (22 %) не берёт, это очень выгодно.

— Бывало, что пассажир не оплачивает поездку?

— Очень редко, и в большинстве случаев неосознанно, когда приложение меняет способ оплаты, если у клиента недостаточно средств на карте, а он об этом не знал. Не надо за ним бежать, просто сообщить в службу поддержки, что проезд остался без оплаты, Яндекс обычно компенсирует.

— Принято давать чаевые таксисту?

— В основном нет, очень редко при оплате наличными. Если в поездке за 180 рублей дают 200, обычно добавляют: «Спасибо». Для всех отмечу, что для водителей это слово означает «сдачи не надо».

Лайфхаки для пассажиров

• Всегда привязывайте банковскую карту к «Яндекс Go». Во-первых, это может удешевить поездку, если цена за наличные будет стоить 300 руб., с оплатой по карте может показать 200 руб. Во-вторых, если вы не дождались такси, то система компенсирует вам стоимость за подачу

• Если в приложении «Яндекс Go» поездка стоит дороже, чем вы рассчитывали, не торопитесь вызывать такси. Попробуйте зайти в приложение через пару минут — цена может уменьшиться. Если никуда не торопитесь, воспользуйтесь опцией «подать машину через 10 минут», тогда стоимость поездки упадёт вниз

• Если хотите путешествовать с домашним питомцем, указывайте это в приложении, так как водитель вправе вам отказать, а программа автоматом спишет с вас деньги за подачу машины

Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА

Фото: Елизавета ГУЦЕВА