Случилось так, что большинство творцов революции и советской власти в нашем городе, вспыхнув на несколько мгновений, потом тихо угасли на «низовой» работе. Был лишь один персонаж, вписавшийся не только в региональную, но и в общероссийскую историю. Сергей Михайлович ИВАНОВ прошёл путь от вожака Сергиевского уездного комсомола и журналиста газеты «Трудовая неделя» (прямого предка «Вперёд») до редактора газеты «Молодой ленинец» (нынешний «Московской комсомолец») и председателя Всероссийского общества слепых.

Его история тянет на сериал «Русского бестселлера». Начнём по порядку.

Появление его отца, Михаила Ивановича Иванова в Сергиевском посаде произошло при следующих обстоятельствах. Вячеслав Царапкин, племянник С. Иванова, вспоминал: «Дедушка Михаил был подкидышем. Его, завёрнутого в дорогое одеяльце, нашли у ворот Александро-Мариинского дома призрения. Начальница Елизавета Кроткова прозвала мальчика «турчонок», так как он был смуглым. Она стала его крёстной матерью, а когда он окончил учиться, дала денег на обзаведение своим делом».

Михаил Иванов, согласно статистическому справочнику «Московская губерния» за 1899 год, числился сергиевопосадским мещанином, владел недвижимостью в центре города, на Александровской улице. У него была своя лудильная мастерская, в семье подрастали четверо детей — одна девочка и три мальчика.

Благополучие рухнуло, как говорится, в один день. Отец семейства внезапно скончался, а вскоре дети потеряли и мать.

***

В 1917 году подросший Сергей пошёл работать на Троицкий снаряжательный завод (ныне КХЗ, Краснозаводск) — и практически сразу же оказался в центре молодёжного революционного энтузиазма.

В 1919 году стали появляться первые комсомольские ячейки, а в 1920 году возникла Сергиевская уездная комсомольская организация. Сергей Иванов её возглавил. Одновременно с этим он активно приобщался к журналистике: постоянно публиковался в «Трудовой неделе», создал при газете приложение «Красная молодёжь»

Когда первый редактор будущей газеты «Вперёд» Давид Гуревич в составе добровольческой армии ушёл на Гражданскую войну, наш герой перебрался в Москву. В 1924 году он стал руководителем юношеского отделения издательства «Новая Москва». А некоторое время спустя — редактором газеты «Молодой ленинец», впоследствии «Московский комсомолец».

Правда, на этом посту он пробыл недолго. Вот что говорится в обзорной статье «В двадцатые главных редакторов меняли несколько раз в год» («МК» от 11 июля 2019 года).

«Некоторые из мимолётных редакторов молодёжной газеты предстают перед нами с довольно неожиданной стороны. Вот какой любопытный факт об одном из них нашёлся в протоколах секретариата Московского комитета ВКП(б). На заседании, состоявшемся 27 января 1926 года, было принято решение:

«...Освободить т. Иванова от обязанностей заместителя политцензора издательства “Новая Москва”...» А ведь товарищ С. Иванов, будучи членом бюро МК, заведующим отделом печати МК, как раз за несколько дней до того был назначен редактором «Молодого ленинца» и двух журналов, его приложений!»

Вскоре после этого Сергей Иванов пошёл на повышение: 3 марта 1926 года он был избран членом секретариата ЦК ВЛКСМ.

В 1927 году как делегат Сергей Михайлович принимал участие в XV съезде ВКП(б), на котором развернулась активная полемика о дальнейшем развитии страны. Одним из важных итогов съезда стал разгром т. н. «левой оппозиции» с немалым числом бывших комсомольских лидеров. Среди оппозиционеров был и Сергей Михайлович. Впоследствии ему этого не забыли.

В 1928-1930 гг. С. Иванов обучался в «кузнице партийных кадров» — Институте красной профессуры, где готовили идеологических работников высокого ранга и преподавателей общественных наук в вузах. А потом карьерный рост внезапно сменился падением. Его назначили первым секретарём парторганизации в маленьком городке Коростень Житомирской области Украины.

Там через несколько лет он попал в объятия «ежовых рукавиц»: 4 июня 1937 года его арестовали по типовому обвинению — оппозиционер, троцкист и др. В результате побоев, нанесённых во время одного из допросов, Сергей Михайлович ослеп

При этом он стойко держался, ничего не подписал и смог дожить до т. н. первой бериевской амнистии. Вышел на свободу в мае 1939 года, был восстановлен в партии и вернулся в Загорск залечивать физические и душевные раны.

***

В послевоенные годы в стране активно развернулась работа Всероссийского общества слепых. В 1947 году Сергей Иванов пришёл на работу в центральный аппарат ВОС, а когда через несколько лет встал вопрос, кого предложить на должность председателя, лучше кандидата не нашли. Так весной 1951 года Сергей Михайлович стал руководителем Общества.

Работа предстояла огромная: трудоустройство слепых, прежде всего ослепших фронтовиков. Иванову удалось добиться включения ВОС в российский промфинплан с задачами по производству и сбыту продукции. Обществу выделили оборудование и транспорт, его предприятия начали получать необходимое сырьё и материалы на постоянной основе. Были открыты десять новых интернатов для слепых с сопутствующим производством, полностью перестроена работа первичных организаций.

С 1960 года вчерашние артели преобразовывались в фабрики инвалидов и Учебно-производственные предприятия (УПП). В 1961 году при Республиканской центральной библиотеке для слепых была создана студия записи книг на магнитную ленту, что позволило перейти к формированию фонотек «говорящих» книг в специальных библиотеках.

В 1958 году Сергей Иванов приезжал в Загорск на празднование 40-летия ВЛКСМ. Давно не видевших его товарищей потрясло то, что он их «ощущал по дыханию».

В 1963 году, когда отмечалось 45-летие комсомола, в газете «Вперёд» был опубликован очерк журналиста Николая Кривенко, посвящённый С. М. Иванову.

Сведения о его кончине разнятся. В статье «Партийный функционер или крепкий хозяйственник» на сайте Всероссийского общества слепых указано, что он умер в 1958 году. Но в справочнике по истории КПСС за 1898– 1991 годы указана другая дата: 1973 год.

Александр СЕДОЙ