О своей искренней любви к неизбывным красотам Русского Севера я не устаю рассказывать всем, кому интересны дальние уголки нашей огромной страны. Всякий раз, отправляясь в ежегодное путешествие на край земли, мы с друзьями просматриваем карту Кольского полуострова в поисках мало исхоженных туристами каменистых троп. В этом году выбор пал на самый удалённый от цивилизации населённый пункт на побережье сурового Баренцева моря.

Корабли и тюлени

Посёлок Дальние Зеленцы известен с начала XVII века как становище поморов. В советское время это был процветающий оазис вокруг Мурманского морского биологического института (ММБИ). В свои лучшие годы институт имел собственный корабельный флот, многочисленные помещения, а прямо в местной бухте научные сотрудники проводили исследования биотехнических систем для ВМФ. То есть тренировали морских тюленей искать затонувшие объекты, обнаруживать металлические предметы, сопровождать быстроходные катера и даже спасать аквалангистов, срывая дыхательный аппарат и транспортируя человека к берегу. Один из тех тюленей и сегодня обитает в Мурманском океанариуме. Зовут его Филя, и он самый известный артист среди своих собратьев.

Конечно, ничего этого в Дальних Зеленцах сейчас не осталось. В 1990-е годы Морской институт полностью и внезапно переехал в Мурманск. Сотрудники последовали за ним, и научный посёлок погрузился в молчание, отражая разорённые корпуса зданий в рассыпанных повсюду водоёмах.

Сегодня здание института ещё хранит следы бурной научной работы — в перекосившихся окнах видны полки с пробирками, банками и кипами журналов. Но войти внутрь уже нельзя, всё обветшало настолько, что это опасно. К сожалению, в разорении института активно участвовали шальные туристы, которых повадились забрасывать сюда целыми автобусами недальновидные туроператоры. От повального нашествия искателей приключений Зеленцы пока спасает лишь дорога, доступная лишь для машин высокой проходимости. Последние 20 км путь то и дело пересекают каменные броды, полуразрушенные мосты и навалы. По обочине встречаются оторванные бамперы, забытые колёса и даже ржавый скелет кузова брошенного автомобиля. Добраться сюда очень непросто. Тем не менее, по словам местных жителей, время от времени в Зеленцах образуются настоящие толпы ничем не занятых зевак.

 

 

Зеленчане

Жизнь в Зеленцах ещё теплится — постоянно здесь проживают от семи человек зимой до 30 летом. Все люди живут в одном многоквартирном доме. В нём же располагается пограничный пункт и администрация посёлка. В посёлке нет ни магазина, ни медпункта, ни доступа в интернет. Во дворе жилого дома упрямо стоит баскетбольное кольцо, выполняющее роль качелей с видом на морскую бухту…

Немного погуляв вокруг, мы заметили мужчину, по виду похожего на местного. Он согласился поговорить, представившись Дмитрием. «Сюда практически все приезжают только на лето, на зиму остаются единицы. Я приезжаю рыбачить. Раз в два года у нас горбуша идёт. Раньше здесь всё было, всё работало, можно было не уезжать. Правда, дороги никогда не было, но местные ездили на квадроциклах и снегоходах. Сейчас самые постоянные жители здесь — это сотрудники дайвинг-центра тут неподалеку и работники биостанции».

Услышав о биостанции, мы ринулись на её поиски.

Биолаборатория альгологии

Сезонная биолаборатория альгологии при ММБИ оказалась неприметной избушкой с признаками жизни в виде спасательных кругов на стене. Жизнь в ней кипит. Среди снующих людей, одетых в водолазные костюмы и комбинезоны, удалось отыскать и руководителя лаборатории. Улыбчивая женщина по имени Инна РЫЖИК согласилась поговорить и рассказала, как сегодня живёт это удивительное учреждение.

«Наша лаборатория действующая. Мы — сотрудники ММБИ, сюда приезжаем на два-три месяца в летний период. В другой сезон сюда просто не попасть и на зиму вся лаборатория консервируется. Летом сюда к нам приезжают и другие научные экспедиции — орнитологи, гидрохимики, и даже школьники одного учебного заведения из Петербурга. Это старшеклассники, здесь они проводят свои маленькие проектные работы. В былые времена сюда на практику приезжали студенты СПбГУ и Казани, попасть сюда было очень почётно и непросто», — вздыхает Инна Валерьевна.

В 1980-х годах прошлого века на базе лаборатории была создана плантация по культивированию ламинарии, более известной как морская капуста. Она помогает учёным не только изучать свойства водорослей, но и вырабатывать из них лекарственные и косметические препараты. Кроме того, выяснилось, что ламинария умеет поглощать нефтепродукты, которых в морской воде хватает с излишком. На основе альгината учёным-альгологам удалось создать напитки, помогающие бороться с отравлениями тяжёлыми металлами и обладающие противоопухолевыми свойствами.

«Всё самое необходимое мы привозим с собой — продукты, лекарства. Здесь нет никакого сервиса, в случае заболевания или происшествия стараемся обходиться своими силами. На крайний случай существует санавиация. Но за 20 лет моей работы я научилась довольствоваться тем, что есть, — улыбается Инна. — Я уверена, что наша работа приносит большую пользу. К тому же тема водорослей и продуктов из них сейчас в моде. Думаю, что жизнь в Зеленцах не закончится, пока существует море».

 

 

Легкомыслие туристов

К праздношатающимся приезжим учёные, вообще говоря, относятся не очень. И на то есть причины. «Туристы приезжают сюда без какой-либо внятной цели. Бегают по скалам, вандалят. Разрушают всё, что осталось, воруют образцы. У нас тут на горе самая северная коррозийная станция в мире — и там всё растаскивают. В один год как-то приехали совсем уж странные люди. Угнали прицеп, слили бензин, а нам горючее взять негде…» — сетует Инна Рыжик.

Но самое страшное — это мусор. Вывезти его отсюда практически невозможно, дороги-то нет. Убираться приезжают волонтёры, собирают горы пластика. Потом надо заказывать транспорт, чтобы эти горы вывезти в Мурманск, а это сложно: не каждый поедет, да и доедет ли. «Кто должен платить за легкомыслие туристов?» — сокрушается научный сотрудник.

Мы попрощались и двинулись в обратный путь. Неподалёку, под одной из скал, живописно расположилась стихийная мусорная свалка. На её фоне пронзительно синело чистейшее озеро, окруженное мощными каменными берегами.

Светлана ВОЛОДИНА

Фото автора