На прошлой неделе в стенах старого помещения «Театрального ковчега» выступили артисты инклюзивной творческой мастерской «Плот». Спектакль «Скользящие» — это девять историй из жизни людей с ограниченными возможностями здоровья, объединённых в единое повествование сказкой Ильи Кнабенгофа «О Прыгуне и Скользящем».

«Мы рассказываем живые истории живых людей, — пояснил руководитель мастерской Игорь КУРЫЛЁВ. — Смысл спектакля — доказать, что те, кого мы привыкли считать «особенными», на самом деле такие же люди, как и мы, с теми же устремлениями, желаниями и поступками. С такими же приключениями, что случаются и в нашей жизни». Даже само название постановки как бы намекает, что её герои проскальзывают мимо нашего внимания. А хотелось бы, чтобы они всё-таки пришли в нашу жизнь и встали с нами плечом к плечу.

«Скользящие» — шестой спектакль мастерской «Плот», премьерный показ состоялся в ноябре прошлого года

Дата выступления счастливым образом совпала с проведением в Сергиевом Посаде инклюзивного фестиваля «Пасхальная радость». Так в число зрителей попали не только нормотипичные люди, но и те, кто не понаслышке знает, что такое ограниченные возможности здоровья. Впрочем, для артистов мастерской «Плот» такого разделения не существует, каждый зритель для них — желанный гость и добрый друг.

По словам Игоря Курылёва, за четыре года существования мастерской на базе отделения социальной реабилитации центра «Оптимист» артисты сильно продвинулись в развитии, в интеллектуальных способностях, в чистоте речи, в координации движений, в актёрском мастерстве, в социокультурном освоении пространства.

«Поначалу инклюзивная мастерская создавалась, чтобы помочь «оптимистам» в социализации и реабилитации посредством театральных практик. Сейчас мы ставим себе более широкие задачи: расширение культурных преференций наших жителей, обогащение их новым инклюзивным видом искусства. В тот же театр у нас ходит около 5 % населения, а на инклюзивное искусство и того меньше. Но это пока, надеюсь со временем всё изменится», — говорит руководитель студии.

Работа всегда ведётся в обе стороны — зритель лучше понимает, а значит, принимает особенного артиста, а участники мастерской становятся социально активными. В мире, где они постоянно получают помощь, важно учиться отдавать.

«Я учу их быть активными, — говорит Игорь Анатольевич. — Актёр — от слова «акт», действие. Они не принимают готовый культурный продукт, а сами его сочиняют, это другой образ мышления. Я учу их менять мир вокруг, начиная с себя. Вот этим мы и занимаемся в инклюзивной театральной мастерской «Плот» — меняем мир к лучшему».