Ангелы, медвежата, снежные домики, звёзды и ещё десяток ярких переливающихся фигурок так и просятся, чтобы их скорее повесили на ароматную рождественскую ёлку. Все эти игрушки сделали в Троицком доме ремёсел Свято-Троице Сергиевой лавры жители и гости города, которые пришли сюда на мастер-класс. Создавать собственные витражи в технике Тиффани можно научиться всего лишь за два часа, если процессом руководят опытные мастера. Нас под своё творческое крыло взял мастер Алексей ПОРФИЛКИН.

15 тысяч оттенков

Авторскую технику Тиффани изобрёл дизайнер и художник Луис Комфорт Тиффани — сын владельца ювелирного дома. Когда он начал заниматься витражами, то понял, что, используя имеющийся материал, он не может в полной мере передать естественную красоту стекла: тогда, в последней трети 19 века, стёкла были только прозрачные и всего лишь семи цветов.

Дизайнер начал экспериментировать, приобрёл стекольный завод и изобрёл более 15 тысяч оттенков глухого стекла, которые отражают свет и дают художнику больше возможностей для творческого выражения. В качестве соединений между частями витража он предложил использовать не свинцовые профили, а тонкие медные полоски из фольги и пчелиный воск. Это позволило создавать не только большие витражи, но и маленькие аккуратные изделия: ламповые абажуры, ювелирные изделия.

Сейчас для работы в технике Тиффани нужны три основные вещи: цветное витражное стекло, специальная фольга и паяльник. А ещё немного вдохновения, свободное время от двух часов и желание смастерить что-то своими руками.

 

В Троицком доме ремёсел делают и тематическую сувенирную продукцию под заказ лавок и магазинов. Например, под Рождество и Новый год — это ёлочки, снежные избушки, ангелы. А к Пасхе уже другие изделия

Стеклянное наливное яблочко

Мы решили, что будем делать наливное яблочко из двух деталей — чем их меньше, тем быстрее и проще будет работать. Начинаем с карандашного эскиза. Рисуем по образцу яблоко на обычном листе, потом через копировальную бумагу переносим на плёнку и вырезаем. Теперь нужно выбрать подходящее стекло. «Рисунок разный, это особенность стекла, и нужно разместить шаблон так, чтобы поперечные линии цвета легли красиво. Вы автор, работа творческая, делайте так, как нравится вам. Если яблочко тёмное, как у вас, то листочек должен быть на контрасте — более светлый», — объясняет Алексей.

Далее наклеиваем шаблон на самое красивое, на ваш взгляд, место на стекле. И вот, добрались до главного — нужно вырезать из витражного стекла необходимую форму. Для этого потребуется стеклорез и специальная жидкость. Занятие это довольно сложное, особенно если работать впервые. «Нужно поставить стеклорез на нашу линию и от себя провести линию. Всё дело в прижиме: нужно найти оптимальный прижим.

Можно встать и давить плечом или другой рукой. Звук слышим? Значит, делаем всё правильно. Затем можно постучать, чтобы деталь отделилась. Есть и специальные инструменты, например, ломатель. Отрезать можно кусочек, равный толщине стекла», — показывает мастер.

Усилий, на самом деле, нужно приложить немало, да и с первого раза провести чёткую линию вряд ли получится. Для тренировки мастер выделил нам обычное прозрачное стекло. После небольшого обучающего курса нас допустили до настоящего витражного стекла. Ответственности больше, но принцип тот же, поэтому не без помощи Алексея, но с задачей мы справились и все детали вырезали.

После вырезания стекла идёт этап шлифовки краёв на специальном станке, чтобы все детали были ровные. «Ничего сложного: включаем машинку, добавляем воды, держим деталь горизонтально и начинаем шлифовать», — рассказывает Алексей. С задачей мы справились успешно.

 Из стекольных отходов витражного производства делают мозаику. Сначала в лазерном цеху Лавры делают заготовки из МДФ или фанеры, а затем каждый желающий в формате мастер-класса может сделать творческую работу самостоятельно под руководством мастеров Троицкого дома ремёсел. На мастер-классы по мозаике предлагают приходить с 8 лет, по витражу — с 10 лет

Следуя технологии Тиффани

Следующий этап работы в витражной технике Тиффани — обтяжка краёв всех деталей специальной медной фольгой с липким слоем. Делать это довольно просто, главное, хорошо пригладить к стеклу, чтобы не осталось воздуха. Если не получится с первого раза, то все действия можно повторить.

Далее — этап пайки. Обсуждаем основы техники безопасности, надеваем фартуки и приступаем. Сначала обрабатываем фольгу специальным составом, затем набираем на горячий паяльник олово и проводим по краям нашего витража. На этом же этапе прикрепляем проволоку, за которую яблочко можно будет повесить на ёлку.

 

«Теперь яблочко мы механически полируем бумагой, а потом нам нужно провести небольшой химический опыт и покрыть места пайки антиоксидантом, чтобы получился красивый цвет», — завершает мастер-класс Алексей Порфилкин. Игрушку мы забираем с собой и обязательно повесим на праздничную ёлку.

Светлана ГИРЛИНА

Фото: Светлана ВОЛОДИНА

 

Елена ЦИУЛИНА, старшая по мастер-классам:

— У нас здесь проходят более 20 мастер-классов. Они отличаются не только материалами, но и уровнями сложности. В нашей мастерской есть пять основных направлений работы: работа с глиной (гончарное ремесло, лепка, набивка, пластовая техника); работа с витражным стеклом (витражи и мозаика); роспись (керамика, гипс, дерево, стекло); создание свечей; работа с тканью и текстилем (традиционные мотанки-обереги и птицы из пряжи). В частности, мастер-классы мы проводим для того, чтобы рассказать жителям, гостям города и паломникам о том, что производится в монастырских мастерских. Над витражами работают два мастера, которые постоянно совершенствуют технику и обучаются