В конце июля на рассмотрение Государственной Думы внесён законопроект, который в случае принятия ужесточит требования к лицензированию в сфере ЖКХ. Основной лейтмотив инициативы — закрыть «дыру» в законодательстве, не допуская преднамеренного банкротства управляющих компаний с дальнейшей «потерей» полученных от жителей средств. Один из авторов проекта — депутат Госдумы от Сергиево-Посадского округа Сергей ПАХОМОВ.

В пояснительной записке к документу указано, что в настоящее время в нашей стране существуют серьёзные проблемы, связанные с банкротством недобросовестных управляющих организаций, — это следует из поступающих к депутатам обращений граждан и органов государственного жилищного надзора.

«Нередко управляющие организации из-за существенного объёма задолженности перед ресурсоснабжающими организациями подвергаются процедуре банкротства. При этом зачастую средства собственников, которые управляющая организация получает в качестве оплаты за ЖКУ, в период процедуры банкротства используются не по назначению», — говорится в пояснительной записке.

Это значит, что текущие расчёты за газ для котельных, воду, электричество и т. д. не ведутся, а работы по содержанию и ремонту многоквартирных домов выполняются лишь на бумаге. Более того, получаемые от жителей деньги порой идут вовсе не на оплату накопившихся долгов, текущий ремонт и т. д., а попросту «теряются» неизвестно где.

«Обанкротившись, такая недобросовестная управляющая организация оставляет жителей многоквартирных домов, находившихся в её управлении, с нерешёнными проблемами по содержанию подъездов, крыш, чердаков, подвалов и других объектов, а ресурсоснабжающие организации остаются с безнадёжной задолженностью за поставленные воду, тепло, свет, газ», — утверждают депутаты.

При этом к ответственности в большинстве случаев привлекается директор УК — наёмный сотрудник. В то время как реальное, фактическое руководство осуществляют учредители.

Схема «работы» таких компаний в документе также описана. Недобросовестные УК стараются минимизировать свои издержки, не оказывая жителям реальных услуг и не расплачиваясь с поставщиками ресурсов. Задолженность оправдывается низкой платёжной дисциплиной граждан. Через какое-то время из-за накопившихся долгов и многочисленных штрафов инициируется процедура банкротства, а лицензия управляющей компании аннулируется. «Параллельно с этими процессами теми же учредителями создаётся новое юридическое лицо (зачастую с новым директором), которое проходит процедуру лицензирования, получает т. н. «пустую» лицензию (без многоквартирных домов в управлении), — говорится в пояснительной записке к законопроекту. — После этого при активном содействии прежней управляющей организации (с уже аннулированной лицензией) многоквартирные дома переходят в управление вновь созданной компании, которая начинает весь цикл заново».

А поставщики ресурсов пытаются повторно выставлять жителям счета на оплату ранее оказанных коммунальных услуг, которые не оплатила УК-банкрот.

Что же предлагают депутаты Госдумы? Вносить в реестр дисквалифицированных лиц сведения об учредителях управляющих компаний (что сейчас не делается). Исключение — только для органов государственной власти и местного самоуправления, если они входили в число учредителей или соучредителей.

***

Любопытно, но в Сергиевом Посаде около десяти лет назад мы могли видеть похожую схему работы управляющих компаний. В ситуацию вмешивались прокуратура и тогдашняя администрация района, наша газета подробно писала об этом в 2013 году.

Некое ОАО «***» (название мы опустим), зарегистрированное в Сергиевом Посаде в 2003 году, три года спустя стало дробиться и обрастать клонами, внося сумятицу в головы жителей. Клоны со схожими названиями (ООО «***» или зарегистрированное в Краснозаводске ОАО «***») стали конкурировать между собой, дело дошло до рассылки двойных квитанций. «Старшее» ОАО «***» с долгами в 105 млн рублей подала на банкротство. «Младшее» ОАО «***» тем временем эволюционировала из платёжного агента в полноценную управляющую компанию. Жители едва ли поняли, что имеют дело уже с другой организацией (ведь название внешне осталось прежним, да и офис был на прежнем месте). Администрацию района в известность об этом тоже не поставили, чем власти, естественно, были крайне недовольны. Директором новой управляющей компании стал бывший замдиректора прежней… История была крайне запутанной и сегодня за давностью лет установить, чем дело кончилось и нашлись ли те самые 105 млн рублей, мы пока не смогли.

Понятно одно: новая инициатива законодателей явно пойдёт на пользу жителям России.

Ознакомиться с полным текстом законопроекта № 169230-8 «О внесении изменений в статьи 193 и 195 Жилищного кодекса Российской Федерации (в части создания дополнительных условий, препятствующих деятельности недобросовестных управляющих организаций по управлению многоквартирными домами)» можно на сайте Государственной Думы https://sozd.duma.gov.ru/bill/169230-8

 

Комментарий
Сергей ПАХОМОВ, депутат Государственной Думы РФ

— Сейчас в Думе готовится целый пакет поправок к действующему законодательству, которое регулирует рынок жилищно-коммунальных услуг. Оно несколько устарело, оно помогло уйти от старой советской системы и создать конкурентную среду. Основная проблема сейчас в том, что формирование этого рынка закончено, а порядка в нём нет — жалоб от людей во все инстанции поступает много. Готовим пакет решений, который повысит качество работы управляющих компаний. Необходимо расширить возможности влияния региональной и муниципальной власти, дать им больше возможностей регулировать деятельность УК, по сути — диктовать правила игры на определённой территории, учитывая её специфику. Потому что страна большая и унифицировать просто невозможно. Но что точно необходимо сделать: ужесточить лицензионное законодательство, упростить процесс лишения лицензии недобросовестных игроков рынка, сделать предельно прозрачным процесс проведения собраний о переходе из УК, которая фактически работает только, как пылесос для сбора денег с жителей.

Параллельно с этим надо повышать ответственность собственника за своё помещение, за общедомовое имущество. Пора понимать, что наш дом, наше жильё, наши коммуникации, чердаки и подвалы — зона нашей ответственности. И УК должна работать на нас, а не на себя.

При этом мы помним, что есть дома, которые ни одна коммунальная компания не хочет брать на обслуживание. А значит, возможно, муниципалитетам придётся создавать специальные компании, вводить специальный тариф, чтобы эти, как правило, ветхие строения не были брошены и жители получали весь комплекс услуг вне зависимости от года постройки дома.

Одновременно мы предлагаем и дальше повышать уровень цифровизации услуг ЖКХ. Вдумайтесь: 50 млрд рублей в год управляющие компании тратят на печать платёжных документов. Это огромная сумма, которую можно вкладывать в содержание жилого фонда. Поэтому нужно переходить на электронный платёжный документ. При этом для тех, кто не пользуется интернетом в силу возраста или состояния здоровья по-прежнему будут печататься квитанции.