В школах сейчас горячая пора, выпускники сдают экзамены. Пока они проходят в форме ЕГЭ, но снова не все этим довольны. Впереди у школьников не менее волнительный этап поступления в колледжи и вузы. В педагогических кругах заговорили о трансформации образования в высших учебных заведениях и отмене Болонской системы. А в школах готовятся с нового учебного года к истории с 1 класса и исполнению гимна России. Обо всех нововведениях мы поговорили с учителем русского языка и литературы, депутатом окружного Совета Дмитрием ПАЛАГИНЫМ.

— Для детей ЕГЭ всегда стресс, а в соцсетях очередной раз заводят споры, может, стоит вернуть старую систему аттестации?

— Я много раз говорил, что ЕГЭ — это единственный социальный лифт, который есть для учащихся. То есть ребёнок из любого провинциального города может поступить в любой вуз страны, если наберёт подходящее количество баллов. Если отменят ЕГЭ и введут школьные экзамены, они в принципе уже никому не будут нужны, потому что вузы не сильно смотрят на аттестат. Не секрет, что экзамен в вузе может сдать (или не сдать) любой. Даже я как учитель русского языка, не сдам, есть разные механизмы. Поэтому при поступлении в вузы дети будут тратить приличные деньги на курсы. Мне рассказывали, что в прошлом году они стоили порядка 80 тысяч рублей за год. Так что, при всех недостатках, ЕГЭ — оптимальный вариант для аттестации.

— Реально ли сегодня старшеклассникам сдать ЕГЭ на высокий балл без участия репетиторов?

— Могу сказать по русскому языку, минимум на 80 баллов ребёнок может подготовиться самостоятельно. Причём затраты будут равны нулю, так как в интернете есть огромное количество ресурсов, где тестирования можно проходить бесплатно. В русском есть один небольшой нюанс — сочинение, которое, желательно, чтобы кто-то проверял. Но многое можно сделать и в рамках уроков. Например, 11 класс за год должен был написать порядка 44 сочинений. Раз в неделю я им давал задание, уточнял ошибки, и баллы выросли на глазах.

— По русскому языку и литературе экзамены уже позади. Сложные в этом году были тесты?

— Да, мне прислали все виды заданий, которые были. Кстати, у меня в классе литературу сдавали 13 человек, это непривычно много. Сложности особой не было. Единственное, удивило, что в тестовой части появилось «Слово о полку Игореве», когда все благополучно о нём забыли. Из прозы была благодатная тема по «Ионычу» Чехова. По стихам сейчас дают разбирать не Тютчева, Пушкина, Фета, которых более-менее все знают, а каких-нибудь малоизвестных детям поэтов ХХ века. Но зная схему, анализировать можно любое стихотворение. Что касается сочинений, то среди пяти вариантов всегда есть тема «на крайний случай», вроде «Что бы вы посоветовали актёру, который снимается в экранизации вашего любимого произведения?». Так что можно было сдать, даже если из всей программы ты читал только «Муму» Тургенева.

— Насколько учащиеся сейчас готовы поступать в вузы или большинство предпочитает уйти после 9 класса в техникумы и училища?

— Те, кто решился учиться до 11 класса, настроены на поступление в вузы. А вот из 9 класса половина, если не больше, идёт в профтехучилища, колледжи. И поступить туда на бюджет довольно сложно, высокий конкурс. У нас в Сергиевом Посаде средние образовательные учреждения сейчас топовые, очень хорошо оснащены, с мощной материальной базой. Они выпускают хороших, востребованных специалистов и помогают им в трудоустройстве. В перспективе это отличная ступенька к поступлению в вуз, ребёнок к этому времени уже имеет специальность и чётко понимает, что ему нужно.

— Сферу высшего образования пытаются также модернизировать, в частности, вузы хотят вывести из применяемой сейчас Болонской системы — убрать разделение на уровни бакалавриата и магистратуры.

— Мне кажется, что магистратура и бакалавриат немного искусственно созданы. Насколько я знаю, магистратура почти везде платная. Стоит ли тратить на неё два года, если у работодателей всё равно нет трепетного отношения к диплому и тому, что там написано. Для тех, кто хочет идти в науку, есть аспирантура. Так что совершенно нормально, если мы вернёмся к старой системе, когда высшее образование получали за 5-6 лет, в зависимости от вуза. (6 июня Минобрнауки сообщило об исключении российских вузов из Болонской системы. — Ред.)

— Уже второй год депутаты и родители контролируют качество питания в школах. Как вы считаете, такая тотальная проверка что-то поменяла, кормить стали лучше?

— Всегда хорошо, когда власть в лице Совета депутатов обращает внимание на школы. Это достаточно ранимое социальное явление, которое нуждается в ощущении поддержки. Возможно, после контроля те фирмы, которые поставляют питание в учебные заведения, будут тщательнее следить за качеством продуктов. Хотя у нас в школе проблем с питанием нет, вот сейчас по четвергам пельмени ввели. Конечно, тут сложно угадать, что понравилось бы абсолютно всем детям. Я не говорю о картошке-фри или гамбургерах, потому что это нездоровое питание. А так, я смотрю, детям хочется есть, они все перемены что-то жуют и с удовольствием ходят на бесплатное питание.

— Последние нововведения в школах, которые нас ожидают с 1 сентября, — исполнение гимна России и изучение истории с первого класса. Как вы к этому относитесь?

— В первом классе история уже частично есть в учебниках русского языка, литературном чтении. Если ввести в адаптированном формате, почему бы и нет, лишь бы были хорошие учебники. Государство в последние годы немного запустило идеологическую составляющую подрастающего поколения, если сравнивать с советским периодом. На фоне событий, которые сейчас происходят, на фоне развивающейся русофобии, которая уже переходит все границы, стоит идеологию возрождать, но делать это надо мягкими методами. И флаги, которые будут подниматься в начале недели, и гимн, — это хорошо. Возможно, в первый месяц это будет немного странно выглядеть, новая историческая реальность, но детям будет интересно, своего рода. элемент игры

 — Министерство просвещения также порекомендовало школам с 1 сентября забирать на время занятий телефоны у детей.

— Тут двоякое мнение. У меня на уроках в старших классах в учебниках литературы текстов нет. Какие-то учителя настаивают, чтобы дети приносили с собой книги, но мне в принципе всё равно, и значительная часть класса читает с телефона. Там можно и критическую статью найти, и подтверждение мыслей в сторонних источниках. Я точно могу сказать, что в старших классах учащиеся не сидят в соцсетях или играх. А вот в пятом классе у половины реальная зависимость от гаджетов. Но тут возникает сложность — куда сдавать телефоны, где они будут храниться, как связаться с родителями? Я в своё время был в гимназии им. Евгения Примакова, там у каждого ребёнка электронный ящик для вещей, куда все кладут и смартфоны. С родителями они в любой момент могут связаться через сотрудника охраны. Но как в обычной школе это сделать, я слабо представляю.

— В этом году в Сергиевом Посаде начали строительство сразу двух учебных заведений — Физматлицея в Семхозе и школы на Зубачёвом поле. Насколько они необходимы округу?

— На Зубачёвом поле новый микрорайон, и школа № 2 хоть несколько разрядила загруженность учебных заведений, но полностью не решила вопрос. Ещё одна школа на 550 мест будет более чем уместна. Строительство там идёт довольно живо, вопросов не вызывает. Я уверен, что оно не повторит несколько задержавшееся строительство школы № 2.

Физматлицей — гордость нашего округа. Он сейчас расположен хоть и в историческом здании в центре города, но ему требуются другие мощности, нужен простор, современные классы. Новое здание позволит учебному заведению расшириться и принимать гораздо больше учащихся не с седьмого, а с пятого класса. Это хорошая поддержка для талантливых детей, тогда как в рамках обычной школы сделать это сложнее.

Беседовала Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА

Подписывайся на Telegram-канал ВПЕРЁД: https://t.me/vperedsp