В это знойное лето в деревне Чижево Шеметовского поселения, куда нас занесло по письму местной старосты, даже слепням летать лениво. Жара наполнила воздух ароматами разнотравья. Куры неспешно прогуливаются по двору, вяло склёвывая попавшиеся на пути крошки. Карась в пруду сонно дрейфует мимо червя. Даже калитка в унисон общему настроению скрипит в миноре. В этой всеобщей сибаритской атмосфере вольготно себя чувствуют только соловьи и скворцы, заливисто выдающие трели из тенистой кроны разлапистой липы.
Пенсионерки с комсомольской закалкой
Да, да, чижей в деревне с птичьим названием отродясь не видали. И вряд ли имя этого населённого пункта связано с этим пернатым певуном. Некоторые предполагают, что этими землями владел помещик по фамилии Чижев, но доподлинно деревенским это неизвестно. Между прочим, и ударение в названии ставится на первую гласную «И». Частенько буквы путают, трансформируя «ЧижЕво» в «ЧижОво», из-за чего жителям приходится переделывать документы.
Но вернёмся от лирики, навеянной летней истомой, к круговороту чижевских забот, которыми здесь управляет староста — Елена Ивановна Кобринец. (Это с её легкой руки, а точнее письма, мы оказались в деревне.) Пенсионерке уже 82 года, однако энергии у неё, как у барышни 28 лет. Сказывается комсомольская закалка, в молодости Елена Ивановна больше 10 лет возглавляла комитет комсомола. Вместе со своей соратницей, также старожилом деревни Зинаидой Ивановной Самариной, они вершат в Чижево важные дела — добились прокладки асфальтовой дороги от Марьино, заставили прочистить местный пруд и запустить туда рыб, организовали установку системы автоматического водоснабжения с частотным регулированием «Частотник» взамен старой водонапорной башни.
«Деревня у нас не большая, 50 дворов, где постоянно проживают всего в пяти домах. Так что жизнь начинает бурлить только летом. Сейчас вот, спасибо дорожным руководителям, проложили асфальт, деревня ожила. А до этого жители на свои деньги 10 лет каждый год закупали гравий, щебень, потом асфальтовую крошку, поддерживали дорогу в рабочем состоянии. Иногда с материалами и техникой помогала администрация Шеметова», — делится своими заботами Елена Ивановна.
Активистки деревни Чижево Зинаида Ивановна Самарина и Елена Ивановна Кобринец
О тёте Соне и «золотом веке» деревни
Как рассказали нам старожилы, когда-то здесь был свой колхоз «Чижево», ферма на 50 коров с молочным заводиком, чижевцы могли похвастать магазином, библиотекой, школой и аптекой. Колхоз был крепкий и высоко ценился в районе, имел даже своего легендарного передовика — трактористку тётю Соню, которой за ударную работу вручили награду «Золотой плуг». Деревня вполне могла бы со временем поменять статус на «село», но «золотой век» продлился не долго. С упадком колхоза пришлось отказаться и от остальных бонусов цивилизации. Теперь за продуктами чижевцы ходят в Марьино, там же находится ближайший медпункт и школа, а в храм приходится ездить в Опарино или Каменки.
«Сегодня за каждой запятой надо ездить в центр, добиваться благоустройства деревни. Москвичито разъедутся, вот мы с Зиной сами и делаем, где за средства деревенских, где с протянутой рукой. Когда в прошлом году устанавливали «Частотник», нам деньгами наполовину помогла администрация Шеметова. Спасибо им за это, а то лето, в деревне без воды — беда! А недавно у нас сгорел насос, обратились к руководителю РЭУ «Шеметовское» Антону Сергеевичу Бурынину. Он быстро всё организовал, из Москвы заказали и привезли насос и за полтора дня всё установили», — рассказала Елена Кобринец.
По воле случая и «розы ветров»
Конечно, двум инициативным пенсионеркам уследить за хлопотным деревенским хозяйством сложно, тем более что в технических тонкостях женщины мало что смыслят. Однако они нашли соратника Валерия Евгеньевича Петрова. В Чижеве он поселился относительно недавно, по семейным обстоятельствам приехал сюда из Челябинска, купил участок, отстроил дом и не жалеет о том, что внезапно пришлось сменить место дислокации. Как он нам рассказал, когда искал подходящее место, сверялся по «розе ветров», выяснилось, что в Чижеве проходит её граница. По специальности Валерий Евгеньевич электромонтажник производственного оборудования. Поднимать промышленность доводилось и на севере в городе Заполярный, и в Алжире, где он два года проработал на металлургическом комбинате.
Технический навык как нельзя лучше пришёлся и в Чижеве, где Петрову дали ответственное поручение следить за оборудованием на деревенской скважине. Валерий Евгеньевич всё сделал по-хозяйски грамотно: вычистил от хлама водонапорный узел, отремонтировал проводку, а покосившуюся сараюшку обложил добротным кирпичом. Он же предложил установить для деревни дренажный насос, чтобы талые воды по весне не попадали в скважину. Теперь воду в деревне можно пить круглый год без предварительного кипячения.
Валерий Петров
История в каждом наличнике
Столетних домиков с мансардами, тремя окошками по переду и кружевными наличниками в деревне теперь наберётся разве что с десяток. Люди уезжали, «умирали» и дома, оставив наследникам только землю для строительства.
«Вот этот дом уже выставлен на продажу. Хозяев уже нет, а наследники заниматься не будут. Может, кому нужен?» — предлагает Елена Ивановна избушку, как брошенного котёнка, авось найдётся новый хозяин, подберёт и продлится деревенская жизнь.
Своё родовое «гнездо» Елена Кобринец сберегла, несмотря на то что, покинув отчий дом молодой девчонкой, вернулась обратно, только когда исполнилось шестьдесят. Теперь она не представляет, как можно было столько лет прожить без этих холмистых полей, наполненных рыжиками и подберёзовиками лесов, дурманящего запаха липы под окном и полгектара земли, где они с супругом выращивают всё, чем решили попотчевать гостей.
На столе тут же оказывается салат из огурцов и помидоров со снытью, яйца от домашних кур, картошка с грибами и квашеная капуста с укропной заправкой — еда простая, но вкусная и полезная. Не обошлась трапеза и без фирменной кобринцовской наливки, настоянной на травах, — произведения супруга Эдуарда Михайловича, которому исполнилось уже 88 лет.
«Тридцать капель в обед для здоровья не помешают», — рассуждает Эдуард. Он вообще оказался мастер на все руки, в свободное от огорода время вырезает ажурные наличники. Те, что на доме, тоже его авторское творение, среди деревянного кружева он вплёл вензель ЛАП — инициалы Лапиной Александры Павловны, мамы Елены.
Интересно, что супруги познакомились вовсе не в деревне, а в общежитие молодых специалистов ЗЭМЗа, которое располагалось на Клементьевке. Там же спустя некоторое время справляли и молодёжную свадьбу в красном уголке.
«Приехала я на автобусе расписываться во Дворец Гагарина, так как загс в ту пору на ремонте был, а жениха-то моего и нет. А у Эдика сроки жмут, надо программу доделывать, он начальником отдела был на заводе», — со смехом вспоминает Елена Ивановна.
Так душа в душу супруги прожили вместе уже 55 лет. Закат жизни решили коротать в Чижеве, потому что закаты тут и вправду очень красивые, люди добрые, а деревня дружная и, надеемся, будет жить ещё сотни лет.
Елена Ивановна и Эдуард Михайлович
Оксана Перевозникова
Фото Сергея Семенькова