Домашний арест, принудительные работы, ограничение свободы — за исполнением этих и других видов наказаний следит уголовно-исполнительная инспекция. А ещё в задачу ведомства входит социализация людей, освободившихся из мест лишения свободы. Как сейчас работает система, с какими проблемами сталкиваются осуждённые и какая работа проводится на территории нашего округа, рассказала Юлия Селивестрова, заместитель начальника филиала по Сергиево-Посадскому району ФКУ «Уголовноисполнительная инспекция управления федеральной службы исполнения наказаний по Московской области».
— Одна из задач инспекции — надзор за осуждёнными, отбывающими наказание без изоляции от общества. Но ведь вы помогаете и тем, кто освободился из мест лишения свободы. С какими вопросами они чаще всего приходят?
— С разными вопросами. Например, у человека есть алкогольная зависимость, он хочет куда-нибудь обратиться, но сам — боится. Помогаем, рассказываем, куда ему обратиться. У нас также есть психологи, которые приезжают по заявкам и общаются с осуждёнными. Самая главная наша цель — социальная адаптация. Да, есть наказание, да, есть судимость, но человек остаётся человеком. Есть те, кто пробыли долго в местах лишения свободы и не знают, как им быть, как жить. Такие люди считают, что они никому не нужны. А это дополнительный риск рецидива, и наша цель — этот рецидив предупредить. Наши сотрудники помогают разобраться ― где-то подскажут, где-то разъяснят. Личности разные, характеры разные. Но хочется, чтобы они осознавали: это их жизнь, это им нужно исправляться ради себя, несмотря на то что единожды уже оступились.
— Можно ли сказать, что система в последние годы стала мягче?
— Сама система стала, действительно, мягче, гуманистичнее. Сейчас больше наказаний, не связанных с лишением свободы. За нетяжкие преступления граждан уже не направляют в места лишения свободы, чтобы сильно не менять жизнь людей. В 2023 году был издан ФЗ «О пробации», в соответствии с которым тем людям, которые будут освобождаться, окажут помощь в ресоциализации и адаптации. Закон вступает в силу в два этапа: с 1 января 2024 года и с 1 января 2025 года. Вот, например, кто-то попал в колонию, когда были ещё кнопочные телефоны, а когда вышел ― в мире уже смартфоны и электронные услуги. Такие люди теряются, ничего не понимают, не знают, как им быть. В рамках нового закона будем им помогать. Или потерял человек после освобождения документы, или жить негде, работы нет — ситуации разные. Теперь любой осуждённый, который освободился или состоит у нас на учёте, сможет прийти в инспекцию и написать заявление об оказании содействия либо помощи в тяжёлой жизненной ситуации. Это заявление рассмотрят в течение 30 дней совместно с органами соцзащиты, администрацией и другими структурами. Если нуждаемость подтвердится, то в отношении данного осуждённого или гражданина будет подбираться индивидуальная программа содействия. Самое главное, чтобы человек на самом деле хотел исправляться.
— Замечаете ли вы, что окружающие немного побаиваются тех, у кого есть судимость?
— «Осуждённый» — его же осудили: вот он, тот самый стереотип. А ведь бывает же, что люди оступились много лет назад. Всякое в жизни случается и при разных обстоятельствах. Вот, например, у меня на учёте стоит женщина, попала по статье 105 УК РФ — «Убийство». Сложная и тяжёлая личная история. Однако что произошло, то произошло. Человек понёс за это наказание, определённое судом. Ей пришлось поменять место жительства, начать жизнь с чистого листа. Сейчас у неё дочь, внук, всё хорошо. Все руководители на работе ею довольны — сотрудник ценный. Каждая история особенная, к каждому нужен индивидуальный подход.
— Насколько охотно работодатели готовы брать людей с судимостью, которые только что освободились?
— Работники нужны везде. Готовность выражают учреждения в сфере благоустройства территорий, заводы и предприятия, где не хватает трудовых ресурсов. Если человек хочет работать и показывает себя хорошо, его всему научат и помогут. Но есть и такие граждане, которые приходят без желания трудиться — такие работать и не будут. Многие работодатели тоже боятся статей, по которым у потенциального сотрудника была судимость: наркотики, кражи и пр. По мере возможности звоним работодателю, объясняем ситуацию, чаще всего не отказывают и на работу принимают. Но не стоит забывать, что за такими людьми и особый контроль как со стороны сотрудников инспекции, так и со стороны работодателя. И что немаловажно, находясь в колонии, осуждённые в обязательном порядке проходят обучение и получают профессиональное образование. Вот, например, у нас один бывший осуждённый, состоящий на учёте, в период отбывания наказания выучился на повара, освободился и сразу без проблем устроился на работу.
618 человек находится на попечении УИИ
— Много ли у вас примеров, когда после отбывания наказания человек полностью социализировался?
— Достаточно. Всё зависит от сознания человека. В последнее время всё же больше тех, кто старается не попадать в тюрьму. Криминал, вся эта «преступная романтика», которая была популярна в 90-е, уже перестала быть модной. В обществе меньше пропагандируется криминализация, особое место уделяется работе правоохранительных органов, профилактике преступлений и борьбе с преступностью.
— Как вы проводите контроль за осуждёнными? Приезжаете к ним домой сами или они посещают инспекцию?
— Существуют разные виды наказания и разные виды контроля. Например, условно осуждённые должны сами являться на регистрацию по приговору суда. Есть, например, отсрочка отбывания наказания — чаще всего это женщины с детьми, не достигшими 18 лет. Мы приезжаем к ним домой, смотрим, как они ухаживают за ребёнком, в каких условиях живут и воспитываются дети. Если выявляем серьёзные нарушения, то ставим вопрос об отмене отсрочки и замене меры наказания на лишение свободы. Но за последние несколько лет в моей практике таких случаев не было.
Уголовно-исполнительная инспекция не только следит за исполнением наказаний, не связанных с лишением свободы, но и выполняет контроль за поведением и образом жизни таких осуждённых, занимается их социальной реабилитацией и адаптацией, психологическим сопровождением, помогает в решении иных проблем
Светлана Гирлина
Фото: Светлана Володина