Евгений ЗОДЧИЙ — сергиевопосадский художник, работающий в различных стилях: от классической живописи до импрессионизма. Сейчас ему почти 50, и к своему возрасту он заслужил признание в России, в странах Юго-Восточной и Средней Азии и в Индии. Его картины можно увидеть в московских ресторанах и банках, а с начала октября в Клементьевской библиотеке открылась выставка горных пейзажей. Мы побеседовали с художником о его живописи, горных походах и ближайших творческих планах.

Для выставки в библиотеке художник отобрал порядка 30 горных пейзажей, написанных во времена своей молодости. Масляными красками на холсте переданы впечатляющие ландшафты Алтая, Тибета и, конечно же, Гималаи. Автор с огромным воодушевлением рассказал гостям встречи историю создания этих работ.

В возрасте 18-20 лет Евгений увлекся йогой, здоровым образом жизни и вегетарианством. При изучении соответствующей литературы ему захотелось посетить места, где зародились древние духовные практики самосовершенствования. Вскоре такая возможность представилась, и вместе с группой единомышленников он отправился в долгожданное путешествие в Азию — сначала ненадолго. А вернувшись, решительно настроился пожить там хотя бы пару лет. Евгений побывал в городах Центральной и Северной Индии, в уникальном индийском регионе Ладакх, который ещё называют Малым Тибетом, а также в Непале. Общение с йогами-наставниками и посещение храмов помогли больше приобщиться к традициям и мудрости этой цивилизации.

Евгений старался выбирать поселения, пронизанные духом средневековья, а Индия начала 90-х почти вся была такой. Местные жители, несмотря на достаточно бедный образ жизни, запомнились ему своей приветливостью и гостеприимством. Города зачастую оказывались «большой деревней», где все друг друга знают, часто собираются вместе и поют.

Во время этих путешествий Евгений открыл в себе страсть к живописи, вдохновляясь атмосферой и колоритом местной природы. Как признался художник, духовный опыт, полученный более 20 лет назад, до сих пор служит для него маяком и ориентиром по жизни.

— Как вы обучались живописи — в вузе или самостоятельно?

— Живя в Средней Азии, я получил академическое образование в художественном училище. Но больший вклад в моё становление внесло общение со взрослыми и опытными художниками тех мест, где я путешествовал.

— С каких жанров вы начинали?

— Я начал с жанров, которые входили в академическую программу: пейзажи, натюрморты, композиции и городской пейзаж. После этого мне захотелось освоить историческую живопись, роспись фресок, какие можно встретить в древних храмах Средней Азии и Индокитая.

— На некоторых ваших картинах изображены заснеженные вершины. Сложно ли рисовать в мороз?

— Мои работы выполнены маслом на холсте. При минусовой температуре рисовать невозможно — краска замерзает. Поэтому картин, написанных именно с ландшафта, здесь единицы, и они созданы в относительно тёплый период. У меня был один знакомый художник — он добавлял в тюбики спирт и работал при любой погоде. Я же больше предпочитаю воспроизводить с фотографии.

— Я слышал, вы практиковали одиночные походы в горы. Насколько это рискованно?

— Одиночные восхождения я осуществлял на небольшие пики — максимум 3500 метров. Встречаться с опасностью приходилось не раз. Могу рассказать одну историю. Это было на Памире. Я шёл проверенным маршрутом, как вдруг в 15 метрах от меня выскочил медведь. Горные медведи, в отличие от бурых медведей лесной зоны России, гораздо больше размером, очень похожи на американских гризли, а их когти достигают 15 см.

Меня предупреждали, что подобная встреча равносильна смерти. К тому же дело было весной — в начало их брачного периода. В это время они ещё питаются травой камол, оказывающей наркотический эффект. И вот мы неподвижно стоим друг напротив друга… У меня на поясе был небольшой котелок, и я, подобрав какую-то палку, судорожно начал по нему стучать. Эти звуки спасли меня от гибели. Как позже рассказали охотники, таким способом медведей обманом загоняют в ловушку. Мой, видимо, оказался уже пуганый и быстро скрылся. Но если бы попался молодой, то всё могло закончиться плачевно.

— Страшно ли было продолжать поход после этого инцидента?

— Находясь уже пару дней в пути, я решил не возвращаться. Впереди по маршруту меня ждала ночёвка в охотничьей хижине. Но я почти не спал, караулил и поддерживал огонь — все дикие животные — кабаны, лисы, волки — видя пламя, близко не подойдут. А медведь ещё некоторое время, как акула, бродил кругами где-то на горизонте.

— Какие ещё у вас есть картины кроме горных пейзажей?

— У меня много тематики городского пейзажа — улочки Франции, Италии, Венеции и Москвы. Также я пишу в стиле импрессионизма. В разные периоды жизни меня интересовали разные направления. Сейчас я понемногу планирую свою выставку современного искусства. Что касается моей более поздней живописи, вместо масла я стал использовать более универсальный акрил.

— Вы также занимаетесь направлением театра и кино. Над каким проектом сейчас работаете?

— Это авторская экранизация «Мастера и Маргариты», по моему сценарию, действия перенесены в современную Москву. Съёмки уже активно ведутся, и к осени следующего года мы планируем показать результат. Это произведение — фаворит булгаковского творчества. Оно насыщено мистикой, приключениями, и основной посыл — бескорыстная женская любовь, готовая на самопожертвование. Наряду с профессиональными актерами я принимаю в состав и любителей, если вижу в них потенциал. Это очень интересный эксперимент.

Мы не нашли подходящего типажа для Воланда, и весь творческий коллектив показал на меня пальцем: «Женя, Воланда будешь играть ты!» Для этой роли мне пришлось даже немного поменять внешность.

Беседовал Вячеслав БЕЛОВ

Фото: Елизавета ГУЦЕВА

Чтобы глубже погрузиться в творческий мир художника и ощутить энергетику выставки, для гостей выступили друзья Евгения — этно-коллектив NAMA-AMRITA. Под аккомпанемент традиционных инструментов музыканты продемонстрировали одно из направлений йоги — йогу звука, т. е. пропевание мантр и медитацию. Работы Евгения Зодчего в сочетании с живой традиционной музыкой помогли зрителям ощутить те же эмоции, которые когда-то испытал он сам во время путешествий и созерцания древней культуры.