«Каждая игрушка — это зеркало жизни человеческой», — говорил Николай Дмитриевич БАРТРАМ — художник, коллекционер, педагог, основатель первого в России и Европе Музея игрушки. В августе этого года исполнилось 150 лет со дня его рождения. Кто он и каким он был?

Николай Бартрам родился в курской деревушке Семёновке, в семье художника Дмитрия Эрнестовича Бартрама, выпускника Петербургской академии художеств. У них была небольшая мастерская, в которой Николай с детства мастерил и рисовал. Поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Уже на следующий год получил приглашение иллюстрировать книги в знаменитом издательстве Ивана Сытина. Болезнь помешала ему учиться, пришлось уехать домой. В Семёновке он организовал учебную мастерскую игрушечно-столярного производства, где десять лет готовил мастеров декоративно-прикладного искусства. Судьба свела Николая Бартрама с директором Исторического музея Иваном ЗАБЕЛИНЫМ, который расширил его художественный кругозор, благодаря чему мастерская в курской глубинке, помимо традиционной, выпускала ещё и историческую игрушку.

Бартрам с отцом, мамой и племянником

ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ СТОЛЬКО ИГРУШЕК?

В 1904 году Н. Д. Бартрам с женой и двумя дочерьми переехал в Москву, жил на съёмной квартире. Ездил по стране, искал и изучал уникальные образцы местных игрушек, покупал их. Позже путешествовал в Германию, Францию, Швейцарию, посещал там игрушечные мастерские, привозил в Россию чемоданы экспонатов. Таможенники удивлялись: зачем нормальному человеку столько игрушек? Им было невдомёк, что этот молодой человек задумал создать большой музей игрушки. Кроме игрушек и предметов декоративно-прикладного искусства Николай Дмитриевич собрал прекрасную коллекцию детской мебели, посуды, школьных принадлежностей и учебников, детских книг и альбомов, а также серию детских портретов российских и зарубежных художников XVIII-XIX веков.

ПЕРЕЕЗЖАЛИ НА САНЯХ


Коллекция начала формироваться в его квартире на Зубовском бульваре. Дочь Н. Бартрама Анастасия ИЗЕРГИНА вспоминала: «Деревянная, неполированная, с геометрической резьбой мебель из семёновской мастерской, (…) висячие витрина и шкаф с игрушками: сергиевскими, богородскими, вятскими, городецкими, немецкими, японскими и многими другими. Они притягивали нас, детей, как всё необычное, сказочное». Музей игрушки был основан в октябре 1918 года в небольшом одноэтажном особняке на Смоленском бульваре, в доме № 8. До революции он принадлежал промышленнику, Почётному гражданину Москвы М. Л. ЛОСЕВУ. Его жена Евдокия Ивановна, художница и собирательница русской живописи, овдовела, имея троих детей, унаследовала дом, впоследствии стала второй супругой и соратницей Николая Бартрама. Зимой 1919 года горожане видели, как мастера деревянной игрушки А. Я. ЧУШКИН, И. И. ОВЕШНИКОВ и Н. Д. БАРТРАМ тянут по заснеженным тротуарам сани, на которых стоят зеркальные витрины, — вдоль Петровки, на Смоленский бульвар. Над входом написали: «Дети, идите в свой музей».

НАРАВНЕ С ТРЕТЬЯКОВКОЙ

Портрет Н. Бартрама художника Е. Лосева, 1920-е гг.

Музей пополнялся — из дворянских усадеб, царских резиденций, национализированных фабрик и магазинов, квартир «врагов революции» и от простых граждан. Николай Дмитриевич часто говорил: «Ведь каждая игрушка — это зеркало жизни человеческой…» Места не хватало, и в 1925 году музей переехал в бывший особняк Хрущёвых-Селезнёвых на Пречистенке, 12 (теперь Государственный музей А. С. Пушкина). Николай Дмитриевич был предельно занят в различных комиссиях и организациях Наркомпроса, Кустарного музея декоративно-прикладного и народного искусства. Он был действительным членом Государственной академии художественных наук, написал несколько книг. Директор «игрушечного царства» осуществил свою заветную мечту. Музей игрушки в те годы по посещаемости уступал только Третьяковской галерее.

ИЗ СТОЛИЦЫ — В ЗАГОРСК

В 1931 году музей переехал в наш город. Здание московского музея потребовалось для проектировщиков Дворца Советов, который планировали построить на месте взорванного Храма Христа Спасителя. Экспонаты сначала располагались в Лавре, потом в НИИ игрушки, в Хотьковском проезде. Постоянное место музей обрёл в 1980 году в красивом особняке бывшего коммерческого училища над Келарским прудом.

ОН РАБОТАЛ С ЗАГОРСКИМИ МАСТЕРАМИ

Четверть века Бартрам был связан с нашим краем. Он работал с кустарями Богородского уезда, в городе были созданы мастерские Кустарного музея, художественную работу в которых возглавлял он сам. Он же придумывал для резчиков образцы по мотивам лубочных картинок. Изделия московских и посадских мастеров успешно участвовали во всемирных выставках в Льеже, Милане, Лейпциге. Покупателями были не только соотечественники, но и жители Швейцарии, Австрии, Франции, Англии, Голландии, Дании, Бельгии, США. Николай Бартрам работал с артелью одевальщиц кукол в Сергиевском Посаде, создал около 30 образцов народных костюмов разных губерний России по материалам Румянцевского музея, эскизы кукольных исторических костюмов допетровской эпохи. Одевали кукол кустарщицы Первой женской артели из разных уездов Московской губернии.

Иллюстрация Н. Бартрама к сказке «Сказка о царе Горохе»

***

Николай Дмитриевич Бартрам умер 16 июля 1931 года в возрасте 57 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Шесть лет назад, в 2017 году, Художественно-педагогическому музею игрушки присвоено его имя.

Валентина БОЛОТОВА