16 апреля этого года Русская Православная Церковь отмечает праздник Пасхи Христовой. Для жителей нашей большой страны, в том числе и для людей, далёких от Церкви, этот праздник связан со светлыми чувствами и как бы отождествляется с самой весной; последняя же является иногда даже символом Пасхи. Этот ассоциативный ряд неслучаен, и, погрузившись в богословский экскурс данного праздника, можно понять почему. Однако значение и высоту этого праздника невозможно понять вне знания того, что такое грехопадение первых людей, Адама и Евы, каковы были его плоды, и как на протяжении истории совершалось спасение человека. Постараемся, насколько это возможно, кратко, рассказать об этом.

Пожалуй, в каждой религии и культуре в коллективной памяти хранится рассказ об Адаме и Еве, о рае и его утрате. Несмотря на богатый спектр различий среди множества вариантов этого рассказа, суть его остаётся практически везде одной и той же. Книга Бытия повествует о том, как дьявол посредством коварства и хитрости за какоето время увёл первых людей с пути доверия Богу, вложив в сердца их мысль о том, что Бог — их враг, а не заботливый Отец. В качестве «индикатора» того, что люди находятся на правильном пути, Бог дал Адаму и Еве заповедь о невкушении плодов с определённого дерева, которое, между тем, хранило в себе привлекательность и интерес. Пока люди жили в доверии с Богом, их природа не была увлечена интересом, противным Богу. Однако позже дьявол смог соблазнить первых людей на бунт против Бога, видимым знаком которого и было вкушение тех самых запретных плодов. Внедрённое и прижившееся в сердце человека зло стало порождать другое зло. Как инфекция, грех стал привычкой и болезнью души, всей его природы, приводившей человека к смерти, а после неё — во власть дьявола. Воля человека была порабощена наклонностью ко злу, которое было непросто преодолеть даже благочестивому человеку. Здесь уместно вспомнить пословицу «привычка — вторая натура». Так и в этом случае, грех стал привычкой человека. Событие, связанное с грехопадением Адама и Евы и утратой ими рая как блаженного состояния в союзе с Богом, стало катастрофой космического характера. Однако Бог, будучи Любовью и Творцом всего человеческого рода, обещает первым людям спасение, которое, сообразно этой непростой «инфекции», нужно исцелять постепенно, готовя человечество к осознанию того, к чему привёл выбранный ими путь. Будучи свободными, так же свободно люди должны возжелать и бытия с Богом.

На протяжении огромной истории человечества Бог избирал себе народ, который смог бы сохранить Его откровение о грядущем Мессии — Сыне Божьем, Который станет человеком, воплотится и умрёт за род человеческий, искупив его от власти дьявола, в плену у которого находился каждый человек. Для этой цели и были избраны евреи около двух тысяч лет до Рождества Христова. Искупление человеческого рода должно было привести к убийству Того, Кто был Искупителем. Он должен был вкусить смерть, которая стала последствием грехопадения. Если бы дьявол это понимал, то смог бы остановить смерть Иисуса Христа, которого все считали просто святым человеком. Поэтому Бог совершает это Искупление тайно (как выражались святые, скрывая Божество в человечестве Христа), давая символы и подсказки своему народу-миссионеру — те самые прообразы. Таким образом, только духовно чистым взором можно было узнать Мессию. Ввиду этого святые Христианской Церкви нередко называли Бога Всехитрецом, который также хитро возвращает человеческий род в своё лоно. Иудейская пасха и стала центральным прообразом Христианской Пасхи.

Изначально праздник Пасхи был установлен в еврейском народе примерно за полторы тысячи лет до Рождества Христова в память об избавлении израильских первенцев (старших детей мужского пола) от смерти во время египетских казней, которыми Господь поражал первенцев египтян. Поскольку египтяне не просто обратили в рабство евреев, но и убивали младенцев мужского пола, то Господь посредством различных знамений и природных явлений, приведших к изменениям в климате, многократно упреждал их оставить Его народ в покое и отпустить на свободу.

Однако фараон не желал в событиях его страны видеть десницу Бога. В конце концов, в Египте наступает нечто ужасное: в одну ночь умирает множество старших детей мужского пола. В то время как среди евреев дети остались живы. Поскольку это событие засвидетельствовано не только Священным Писанием, но и историей, то современные учёные находят объяснение этой трагедии для египтян в отравлении каким-то видом пищи, или же инфекции, которая легко поражала детей мужского пола. Так как евреи жили в отдельном квартале, то их детей миновала эта участь. Так или иначе, это могло быть всё что угодно, но факт смерти египетских младенцев остаётся фактом. В контексте этого события и появляется праздник иудейской пасхи, который будет лишь «тенью» — прообразом Христианской Пасхи.

Само слово «пасха» можно перевести как «прехождение» (то есть «пройти мимо»), в смысле избавления от какой-то участи, постигающей всех остальных. В книге Исхода рассказывается о том, как Господь перед ночью, в которую были истреблены египетские первенцы, через Моисея (предводителя еврейского народа) и его брата Аарона дал повеление евреям заколоть ягнёнка, кровью которого нужно будет помазать «косяки и перекладины дверей в домах, где будут есть его (ягнёнка)» (Исх. 12:7). Эта кровь была своего рода знаком, увидев который, Ангел Господень проходил мимо того дома (отсюда и название «пасха»). Самого же пасхального ягнёнка нужно было съесть. И повторять это необходимо было каждый год в одно и то же время в память об избавлении евреев от рабства египтян. Вскоре после этого совершилось и бегство евреев из Египта.

Всё это было дано древней ветхозаветной церкви как прообраз и подсказка для будущего избавления от плена дьявола. Египет же в контексте тех событий и отношений с еврейским народом был лишь прообразом дьявола, пасхальный агнец — прообразом Христа, кровь агнца — кровью Христа, которую Он пролил на Кресте. Однако с течением времени представления иудеев о Мессии и все пророчества о Нём были искажены и интерпретируемы в политическом ключе. Иудеи видели теперь в Мессии не Искупителя всего человеческого рода, но того, кто должен был освободить их от политического угнетения со стороны Римских властей. Однако Христос не был политическим активистом и не предлагал социальной программы, которая бы изменила внешнюю сторону общественной жизни. Христос в первую очередь открывал Себя людям как Бог и учил о любви к ближнему, тем самым углубляя смысл ветхозаветных заповедей и показывая их глубинную сущность. Духовные лидеры иудеев всячески подстрекали народ против Христа, который обличал и осуждал их нездоровую религиозность. Основное же обвинение заключалось в том, что Христос называет себя Сыном Божиим и Царём.

Как итог, народ-миссионер, тот, через который и пришёл Спаситель Христос, не узнал Его. Иисус Христос был арестован еврейскими религиозными властями, священниками, обвинён в богохульстве и приговорён к смерти, к самой позорной — крестной — казни.

Как и указывало на то множество ветхозаветных пророчеств, Христос, будучи и Богом, а не только человеком, воскрес на третий день после Своей смерти. В день воскресения, рано утром, несколько женщин отправились к гробнице Господа Иисуса, чтобы помазать его тело миром. Они обнаружили, что камень, закрывавший вход в гробницу, был отодвинут, а гробница была пуста. Впоследствии распявшие Христа иудеи пустят молву, что это ученики украли тело Его. В течение сорока дней, до Своего вознесения на Небеса, Христос являлся ученикам и апостолам, наставляя их и очищая от примеси ложной религиозности, которой они также были заражены в той или иной мере.

Пасха является исполнением всех ветхозаветных пророчеств о Христе как о Том, кто исцеляет человеческую природу и выкупает человека из плена дьявола. Этот праздник меняет отношение христиан к смерти. Смерть, которую побеждает Христос и делает не «точкой» в нашей жизни, но дверью к Отцу Небесному, больше не является абсурдной, а земная жизнь в свете Пасхального события приобретает смысл, становясь «тенью» будущей — вечной жизни.

В свете Воскресения Христова смерть представляет собой границу, открывающую новый способ бытия. Преодолевая смерть, Христос утверждает ценность этой жизни, ради которого Бог отдаёт Своего Единородного Сына на смерть, которая, в конечном счёте, оканчивается Воскресением. Воскреснут же и наши тела в последний день этого мира, и души воссоединятся с ними, как учил Христос. Именно поэтому Пасха — центральное событие в Христианском повествовании, которое каждый верующий ежегодно празднует.

Когда смотрим на мир, который каждый год укрывает неспешно идущий снег, то может показаться, что травы и цветов больше нет и не будет. В такой момент эта пора имеет подобие смерти. Однако весна — всегда похожа на чудо, на нечто почти невозможное. Мы верим в весну, так как опытно знаем, что так происходит каждый год. Между тем, если стереть из памяти нашей этот процесс наступления весны после зимы, то весна действительно покажется нам самым настоящим невозможным чудом. Так, весна стала символом Пасхи Христианской потому, что отражает почти невозможное, но свершившееся и положившее начало новой — вечной жизни всякому, кто принимает Христа в своё сердце. Христос Воскрес — и наступила вечная весна!

Священник Александр ГАПКО