Праздник Сретения Господня является одним из числа двенадцати главных праздников в Церковном году. В этот день Церковь вспоминает и духовно переносится в то время, когда Дева Мария и Иосиф Обручник принесли младенца Иисуса в Иерусалимский храм для исполнения законных обрядов. Законом Моисея было предписано, что всякий первенец мужского пола должен быть посвящён Богу (Исх. 13:2, 12, 15).

Слово «сретение» переводится на русский язык как «встреча». Какую же встречу имеет в виду Церковь? С одной стороны, имеется в виду та встреча, которая описывается в Евангельском тексте. Когда младенца принесли в храм, то там был человек по имени Симеон. Священное Писание повествует о том, что «он был муж праведный и благочестивый… и Дух Святой был на нём» (Лк. 2:25). Также говорится, что Симеону «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (Лк. 2:26). Взяв младенца Христа на руки, святой старец произнёс вдохновенные слова, которые мы до сих пор каждый раз слышим за вечерним богослужением. «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко!...»

Откуда же отпускает его Господь? Святитель Иоанн Златоуст следующим образом проясняет для нас эти слова: «Из рва этой жизни, потому что печальны обстоятельства её, — жизнь эта — темница». Произошла встреча Симеона, давно ожидавшего своей кончины, и явления Христа, с младенцем Иисусом. Это встреча человеческой старости с вечной новизной божественного младенчества.

С другой стороны, если посмотреть шире, то произошла встреча человека, а в его лице и всего человечества с Богом. Смертный и падший человек встречается лицом к лицу с непостижимым для нашего ума Творцом неба и земли. Человеческая старость Симеона в такой перспективе выглядит крохотной песчинкой и еле заметным огоньком перед величием Ветхого днями Бога, ставшего младенцем. Созерцание этого таинства приводит человеческое сердце в священный трепет. Ведь осознание, что на руках старца находится Тот, Кого не может вместить вся Вселенная, выходит за рамки познавательных возможностей человека.

Святитель Иоанн Златоуст пишет об этом, что «пришёл Миротворец, соединяющий небо с землёй, и явился делающий землю небом». Говоря о встрече человека с Богом, Церковь подразумевает, что до этого имело место расставание в этих отношениях. Это расставание было долгим, оно продолжалось со времени падения прародителей Адама и Евы. Долгие и долгие века человечество жило под гнётом греха и проклятия, ожидая Того, Кто сокрушит главу змия и освободит людей из рабства. Как известно, любящий не может долго терпеть расставания и всячески ищет возможности встретиться с любимым. И вот, Он пришёл… пришёл не таким, как Его ожидали. Не в славе и силе пришёл Бог, а в смирении и уничижении, во всей беззащитности, которое знает каждый младенец на Земле. Однако в воспоминаемом событии Сретения духовным оком старца Симеона в смиренном младенце был узнан «чаемый всеми народами».

Также праздник Сретения означает личную встречу души каждого человека с Господом. Пришествие Христа совершилось уже очень давно, но далеко не все люди познали Его и встретились с Ним. В этот день Церковь предлагает нам особый повод для размышления: «А произошла ли в моей жизни эта встреча?» Отвечает же на это вопрошание Сам Господь, пришедший днесь в храм Богомладенец. Он, будучи любящим и милосердным, всегда желает встречи с нами. Как сказано в книге Откровения, «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). И встреча эта уже не закончится никогда: всякий, обретший Бога, обретает вместе с Ним и Вечность.

Готовность Бога к встрече с человеком предполагает, что сам человек должен стать готовым к ней. Такая готовность заключается в очищении своей души от греха. Замутнённое пороком духовное зрение не может разглядеть любовь Бога за собственным эгоизмом и серой безотрадностью жизни. Очищение же начинается с изумления перед непостижимостью Бога и Его промысла. Об этом святитель Григорий Богослов пишет, что Бог желает «непостижимым приводить» человека «в удивление, через удивление же возбуждать большее желание, и через желание очищать, а через очищение — сделать богоподобными».

Иерей Александр ГАПКО