Театр «Русский балет» привез в Пересвет знаменитого «Щелкунчика» в постановке народного артиста СССР Вячеслава ГОРДЕЕВА. Этот спектакль давно стал одним из непременных атрибутов Нового года. Показ прошёл в минувшую субботу с аншлагом в ДК «Космос» и стал первой проверкой профессиональными артистами недавно отремонтированного учреждения.

«Космос» с артистами «Русского балета» сотрудничает давно, но прошлые визиты приходились на старый зал. Отремонтированный ДК артистов приятно удивил.

«Я зашёл в абсолютно другое здание, — сказал заслуженный артист РФ, педагог театра «Русский балет» Дмитрий ПРОЦЕНКО. — Комфортные гримёрные, замечательно отремонтирована сцена. Теперь у вас будет бурлить культурная жизнь, и мы будем чаще к вам приезжать».

Постановку зрители восприняли с восторгом, хотя на сцене, что греха таить, иногда мигал свет. В зале было много детей, пришедших с родителями или школьными учителями. Для кого, если не для юных зрителей, создана эта удивительная постановка по сказке Гофмана об ожившей игрушке, победившей крысиного короля? В уютном зале «Космоса» дети увлеченно наблюдали за действом.

В этом году балету на музыку Петра Ильича Чайковского исполнилось 130 лет. Впервые зрители увидели «Щелкунчика» 6 декабря 1892 года в Мариинском театре. С легендарным произведением немало связано и у артистов труппы «Русского балета».

Сказочным чудесам в этот раз не хватило места на сцене. «Щелкунчик» своим приездом оживил просыпающийся после капремонта ДК «Космос». В преддверии Нового года приезд «Русского балета» стал ещё одним праздником для руководства учреждения и жителей Пересвета, которые с радостью поспешили под колонны родного ДК.

По словам директора «Космоса» Ольги УСАНОВОЙ, в программе следующего года у них запланировано много интересных представлений. «Хотим приглашать как можно больше профессиональных артистов», — добавила она.

Новый взгляд на старый спектакль

Художественный руководитель театра «Русский балет», народный артист СССР Вячеслав Гордеев, на прошлой неделе получил из рук президента Российской Федерации Владимира Путина орден «3а заслуги в культуре и искусстве». Накануне спектакля мы говорили со знаменитым артистом в Московском губернском театре, который является домашней сценой для «Русского балета».

— Когда произошло ваше знакомство с «Щелкунчиком»?

— Вообще, мое знакомство со «Щелкунчиком» произошло в Большом театре, когда я учился в Московском хореографическом училище. Тогда на сцене шла классическая постановка Василия Вайнонена, и я там участвовал среди прочих артистов. Потом я не один сезон и с большим успехом исполнял в Большом театре роль Щелкунчика. Все юбилейные спектакли, а их было очень много в то время, поручали танцевать мне. Сначала с Людмилой Семенякой, потом с Надеждой Павловой. Это был очень интересный период. А уже позже, когда я организовал театр «Русский балет», то, конечно, мне захотелось сделать свою версию. Потому что все версии, которые я танцевал, — Юрия Григоровича и Василия Вайнонена, они были все очень интересны, но хотелось сделать что-то свое. По-другому переосмыслить музыку, ведь она потрясающая. Кроме того, некоторые вещи, которые характерны большим сценам, они не укладывались в наши возможности — у нас всегда и сцена скромнее, и артистов задействовано меньше, поэтому я сделал свою редакцию. Она, кстати, произвела очень большое впечатление в Европе. Мы вывозили спектакль 35 раз, сделав перерыв только во время пандемии. Зарубежная пресса писала, что это был лучший «Щелкунчик», который они когда-либо видели. Спектакль пережил несколько оформительских редакций и является очень востребованным. Сейчас у нас очень много спектаклей перед Новым годом, приходят в основном дети и те люди, которые хотели бы получить праздничное настроение.

— Танец вне формата, при этом балет считают элитарным искусством. Вы согласны с этим утверждением?

— Я наблюдаю за своими детьми, у меня их четверо, так вот, когда они приходят в театр и видят на сцене хороший спектакль, то они хотят посмотреть ещё раз и ещё — это прививает им любовь к балету. А когда показывают откровенную халтуру, под звуки потрясающей музыки на сцене происходит, извините, черти что, а такие вещи тоже бывают, то второй раз даже не хочется приходить. И вот тут важно, какой именно спектакль дети увидели в первый раз в своей жизни.

— 130 лет балету «Щелкунчик». Почему он актуален?

— Очень красивая музыка и сюжет сказочный. Спектакль очень яркий, с хорошими декорациями и костюмами. Это всегда оставляет яркое впечатление.

— В Сергиево-Посадском округе всегда ждут ваших спектаклей.

— Я люблю ездить в Сергиев Посад, люблю особую энергетику, я словно попадаю домой.

Михаил ЗУЙКОВ

Фото Романа ЛОБАНОВА