На территории Свято-Троицкой Сергиевой лавры располагается более десятка мастерских, где изготавливают, например, свечи, иконы, керамику, храмовые витражи и изделия из камня, шьют одежду. В одной из них, золотошвейной, мастерицы создают церковные облачения для священнослужителей по канонам древнерусских традиций. В помощь — современные технологии в виде дизайнерских программ и автоматических швейных машин. На экскурсию по цехам лаврских мастерских нас пригласил их руководитель отец Виталий (РОЖИЦКИЙ). Рассказом о золотошвеях мы открываем цикл публикаций о ремёслах, которые развивает обитель.

Золотошвейная мастерская Лавры известна далеко за пределами Сергиева Посада: за облачениями с искусной вышивкой сюда обращаются православные священнослужители со всей страны, а также из Европы и США. Каждое изделие отшивается по индивидуальным меркам и с учётом пожеланий заказчика. Для удобства — сайт и каталог с примерами работ, где можно выбрать материал облачения, цвет и узор, который на нём будет вышит. Если у будущего владельца есть своё видение комплекта, вышивальщицы только поддержат инициативу.

«У нас полностью индивидуальный подход. Мы шьём не только для братии Свято-Троицкой Сергиевой лавры, к нам приезжают многие священнослужители: им нравится обшиваться у наших золотошвей. Все знают качество, знают наш стиль облачений. Мы не копируем, а разрабатываем своё», — рассказывает отец Виталий.

Перед началом работы у священнослужителя спрашивают о предпочтениях и делают предварительный эскиз вышивки. Подбирая образцы, дизайнеры опираются на традиционные орнаменты памятников архитектуры и историческое наследие стилей: одним нравится русский, другим — византийский. В создании узоров помогает и богатая коллекция церковного шитья XIV–XIX веков, которая хранится в ризнице.

К слову, на разработку одного орнамента у дизайнера может уходить несколько недель, в среднем — три. Макет адаптированной для вышивального оборудования будущей вышивки создают в специальной программе на компьютере. Работа непростая: нужно учесть, как стежки лягут на ткань, подогнать рисунок под размер изделия, добиться стыковки узора. После всех этих сложных манипуляций оператор-дизайнер отправляет программу с орнаментом в вышивальный цех.

Здесь, на линиях, узоры создаются автоматически при помощи японских вышивальных машин: на маленьких вышивают небольшие детали, на больших — украшают фелони и плащаницы. Несмотря на использование современного оборудования, без опытных мастериц в цеху не обойтись: они следят, чтобы машинки работали исправно и точно воспроизводили необходимый цвет вышивки, нити не обрывались, поверхность не собиралась, а рисунок был ровный.

В качестве основы для вышивки берутся натуральные ткани, которые закупают на крупных отечественных предприятиях, например, в Иванове. Бывает и так, что священнослужители привозят свои материалы. Перед началом работы сотрудницы цеха обязательно пропускают полотна через гладильный пресс для того, чтобы ткань не деформировалась, и закрепляют подложку. Нити для машинок сегодня используют шёлковые, а также металлизированные золотые и серебряные. Хотя раньше, говорят мастерицы, золотошвеи вышивали нитями, сделанными из драгоценных металлов.

В третьем цеху мастерской собирают уже полные комплекты архиерейских, иерейских, диаконских облачений. Шитьё также украшают драгоценными и полудрагоценными камнями и жемчугом.

Вышивальщицы трудятся в две смены. В общей сложности режим работы золотошвейной мастерской длится с семи утра до десяти часов вечера. Всего здесь сегодня около тридцати сотрудниц. Все они обладают большим опытом и аккуратностью в своём деле. Как подтверждение, лаврским золотошвеям доверяют самые сложные и изысканные заказы, случается — уникальные и единственные в своём роде. В том числе для высших иерархов русской православной церкви, включая самого Патриарха.

Здесь же вышивальщицы создают митры — головные уборы, являющиеся частью богослужебного облачения. Сначала мастерицы изготавливают сферические формы, затем занимаются отделкой, украшая изделие вышивкой, полудрагоценными камнями, ликами, которые печатают в печатной мастерской или также вышивают

К праздничным мероприятиям, посвящённым 600-летию обретения мощей Преподобного Сергия, золотошвейная мастерская воссоздала копию пелены великого русского чудотворца, которая хранится в ризнице. Сначала памятник церковного шитья сфотографировали, затем дизайнеры-операторы создали программу и передали её в вышивальный цех. Итоговый вариант был преподнесён в качестве подарка, а в мастерской хранится первый черновой вариант

В золотошвейной мастерской Лавры шьют облачения и для Патриарха Московского и всея Руси Кирилла


Светлана ГИРЛИНА

Фото: Светлана ВОЛОДИНА