Как уточняет куратор выставки, ведущий научный сотрудник филиала Сергиево-Посадского музея-заповедника «Ризница» Евгений ЗАХАРОВ, это уже четвёртый салон, темой которого стало храмовое искусство.

«Этот салон особенный уже тем, что предыдущий выпал на ковидное время и не был недоступен широкой публике. Поэтому и является таким долгожданным событием для творческой интеллигенции Сергиева Посада, и вообще интересен России в целом как выставка, как проект, — объясняет куратор экспозиции. — Доминирующий состав выставки — это молодые художники, которые закончили или продолжают своё обучение до сих пор. Как правило, это люди, которые связаны с главным учебным заведением нашего города и России в целом — иконописной школы при Московской духовной академии. Они сделали эту выставку более выразительной, на мой взгляд».

Экспозиция включает иконописные работы, произведения декоративно-прикладного искусства, архитектурные проекты и проекты росписи храмов, созданные в течение последних трёх лет. Участие в выставке приняли 85 художников, которые представили 141 работу. Заведующая отделом художественной культуры Троице-Сергиевой Лавры XVIII-XIX веков Евгения СУВОРОВА предупреждает, что уровень представленных работ — разный. «Есть понимание того, что Дух Святой дышит там, где Он хочет. Он не выбирает высококлассные произведения искусства или, скажем так, достаточно простонародное изображение. Чудотворный образ может быть прославлен в любом виде. И мы порой тоже выбираем не высококлассные произведения искусства: на салоне мы делаем определённый срез сергиевопосадских мастеров, и можем увидеть и высококлассных иконописцев, вышивальщиц, и мастеров попроще», — говорит она.

Насколько каноничными получились выставленные работы, эксперты судят с осторожностью.

«Канон складывался в церкви первые шесть веков, с I по VI век включительно, и канон — это некая река. У этой реки, скажем так, есть два берега. Один берег — когда в святом этом искусстве изображаются исторические события. Если икона каноничная, мы не можем в принципе изображать богоматерь в виде китаянки. Она была белой женщиной. Это один берег. А второй — это берег, который называется условным богословским языком церковного искусства, — объясняет Евгения Суворова. — Этим богословским языком может быть палеологовское искусство XIV века, а может быть условность языка эпохи модерна, как создавали образы Васнецов, Нестеров и Врубель. И поиск этого условного языка идёт до сих пор. И это в творчестве художников, которые здесь выставились, отражено: когда образ не мешает тебе молиться первообразу, сам художник не заслоняет собой того святого или Бога, который изображён на иконе».
Евгений Захаров отмечает общий высокий уровень профессионализма и верности традициям, заложенным в Византийскую и Древнерусскую эпоху, который виден в представленных работах. «Эта выставка позволила всем нам в очередной раз доказать, что в Сергиевом Посаде сложилась своя художественная школа, с очень крепкими художественными традициями в области церковного искусства», — подчёркивает он.
Учредителями и постоянными организаторами «Осеннего салона» выступили администрация округа, Сергиево-Посадский музей-заповедник и местное отделение Союза художников России. Поддержку проекта обеспечили предприятие «Армоком» и арт-салон «Галерея Леже». Итоги конкурса будут подведены 23 ноября. На открытии выставки побывала заместитель главы администрации округа Ольга ДУДАРЕВА . «Я думаю, жюри у нас очень профессиональное, творческое, и победят те люди, которые на самом деле чуть лучше показали себя в том или ином произведении», — резюмировала она.
Для посетителей выставка будет работать до 17 декабря.

Татьяна МЕЛЬНИКОВА
Фото: Елизавета ГУЦЕВА