Межсезонье уже практически наступило, а с ним у всех автолюбителей назревает вопрос: пора уже менять шины с лета на зиму? По законам РФ замена шин на колёсной технике не регламентируется. Однако время, когда нужно заменить летнюю резину на зимнюю, определено нормами Таможенного союза. Положение 2011 года «О безопасности колёсных транспортных средств» принуждает водителей использовать «снежные» покрышки во время зимнего сезона — с 1 декабря по 1 марта. Правда, наказание за нарушение этих норм никак не определено. Но сотрудники ГИБДД уверяют — последствия, к которым может привести беспечность водителей и пешеходов, гораздо страшнее штрафов.

Статистики, которая бы фиксировала, что ДТП произошло из-за несоответствующей сезону резины, не существует. Однако Госавтоинспекция отмечает, что именно в период межсезонья, когда из-за ухудшения видимости и скользкой трассы транспортом управлять становится трудней, риск аварий повышается в разы.

«Списывать дорожно-транспортные происшествия на плохую погоду не приходится, всё-таки ведущую роль тут играет мастерство водителя и соблюдение им правил дорожного движения», — считает старший инспектор по пропаганде безопасности дорожного движения Сергиево-Посадского отдела ГИБДД Андрей ЕВДОКИМОВ.

И всё же обезопасить себя на трассе, вовремя «переобув» машину в «шиповочки», не помешает даже водителю с десятилетним стажем. Многие автолюбители задаются вопросом: уже пора или ещё подождать? На шиномонтаже, куда мы обратились, чётко дали понять, что не стоит тянуть до первого снегопада или льда на утренних лужах, менять шины лучше заранее. Как пояснил мастер, зимняя и летняя резина отличаются не только протектором. Для зимы производители используют резину, которая рассчитана на низкие температуры — на холоде не теряет эластичность (не дубеет), и, соответственно, не снижается сцепление с дорогой. Если суточный показатель, с учётом ночных похолоданий, стал ниже отметки +3 °С, ездить на летней резине уже рискованно.

Однако главную опасность на дорогах представляют даже не автомобили на летних шинах, а пешеходы, которых в тёмное время суток просто не видно. В осенне-зимний сезон люди часто используют тёмную, немаркую одежду, которая практически не отражает свет от фар автомобиля, этим превращаются в тёмное пятно, которое водители видят в последний момент, когда уже поздно.

Если провести эксперимент, на каком расстоянии можно увидеть обычного пешехода в тёмной одежде на тёмной дороге, выяснится, что распознать человека можно на отметке в 20 метров от авто. Если его отдалить ещё на 10 шагов, то он станет невидимкой. Вполне логично, что в таких условиях водитель не успеет за доли секунды распознать человека, просчитать варианты и среагировать — нажать на тормоз или вывернуть руль.

Чтобы вывести пешеходов из сумрака, инспекторы рекомендуют использовать светоотражающие элементы. Они позволяют заметить человека при ближнем свете фар на расстоянии от 200 метров. Значит, у водителя, едущего со скоростью в 90 км/ч, будет аж 7 секунд, чтобы избежать столкновения с пешеходом.

«Мы регулярно проводим социальный раунд «Засветись», где объясняем необходимость ношения на одежде световозвращающих элементов для профилактики дорожно-транспортного травматизма», — рассказал Андрей Евдокимов.

Как показывают опросы, лишь 2 % пешеходов пытаются сделать себя заметными на дороге с помощью световых нашивок. Кстати, за отсутствие светоотражающих элементов для пешеходов вне населённых пунктов в тёмное время суток предусмотрен штраф — 500 рублей.

Приобрести светоотражающую ленту, которую можно нашить на одежду, шапку, тканевую сумку или рюкзак, можно в специализированных автомагазинах или в обычных, в отделе «ткани».

Безопаснее будет, если эти элементы на одежде будут со всех четырёх сторон: спереди, на спине, на обеих руках, чтобы свет от фар встречного автомобиля отразился хотя бы от одного из этих элементов.