Согласно статистике, число штрафов, выписанных за езду без полиса ОСАГО, неуклонно растёт. С каждым годом всё большее число автомобилистов начинают отказываться от полиса обязательного страхования автогражданской ответственности. По данным страховщиков, в большинстве полисы ОСАГО перестали оформлять в регионах. Но нехорошая тенденция постепенно затрагивает и Московскую область.

Как подтвердили нам в страховой кампании, работающей в Сергиевом Посаде, в 2022 году оформлять полисы ОСАГО сергиевопосадцы стали действительно меньше. Процент отказов небольшой, всё-таки автовладельцы по-прежнему относятся к обязательной страховке ответственно. Однако страховщики прогнозируют, что число отказников будет расти вместе с увеличением стоимости этой услуги.

Потому что дорого

Цены, действительно, растут. Только за 2022 год коридор базовых ставок ОСАГО повышали несколько раз. Первый раз тарифы корректировали в апреле, на фоне резкого подорожания запчастей для автомобилей. Второй — 13 сентября, когда Центробанк расширил тарифный коридор по ОСАГО сразу на 26 %. Таким образом, сейчас для легковых автомобилей минимальная базовая ставка понизилась с 2224 до 1646 рублей, а максимальная повысилась с 5980 до 7535 рублей.

Изменения подразумевали, что аварийные водители, новички и жители опасных регионов будут платить больше. Однако по факту существенное повышение почувствовали все.

«У меня стаж безаварийной езды уже почти 20 лет. В 2020 году за полис ОСАГО я платила порядка 4000 рублей. В октябре 2022 года мне пришлось отдать за полис уже более 6000 рублей», — рассказала владелица «Лада Калина» Елена.

Стоимость автогражданки для тех, кто только недавно получил права, и вовсе оказалась неподъёмной. Так, Александра, водительский стаж которой меньше года, рассказала, что за ОСАГО ей пришлось выложить 30 тысяч рублей. Для студентки это очень весомая сумма. Представляем, как возрастёт страховка, если начинающая автоледи вдруг попадёт в ДТП.

Разочаровались в страховке

Ещё одной причиной отказа от ОСАГО водители называют низкое качество самой услуги. Автовладельцы уже успели почувствовать на себе, что компенсировать убытки при аварии за счёт страховых выплат не удаётся.

«Месяц назад попал в аварию: в мою машину въехали на светофоре, разбили бампер и повредили фару. Как положено, уведомил о повреждениях страховую, но сумма компенсации меня, мягко сказать, удивила. Реальная сумма ущерба почти на треть превысила страховую выплату. Теперь серьёзно задумался, стоит ли покупать ОСАГО, когда овчинка выделки не стоит», — рассказал Александр, владелец автомобиля Nissan.

В совсем неприятную ситуацию попали водители, кто при ДТП столкнулся с участником, у кого уже отсутствует полис ОСАГО. В этом случае добросовестно оформленная страховка оказалась и вовсе бессильна. «Летом попала в ДТП, виновником аварии был водитель старой «пятёрки». Страховки у него не оказалось. Я позвонила в свою страховую, где мне откровенно признались, что ущерб не покроют, так как денег им взять не с кого. И посоветовали договариваться о компенсации с виновником ДТП на месте, что я и сделала. Но теперь возникает вопрос, зачем в принципе я каждый год оформляю ОСАГО?» — возмущается владелица Kia Seed Алина.

На штрафах дешевле

Многие автовладельцы уже подсчитали, что оплата штрафов за отсутствие автогражданки обойдётся им намного дешевле, чем покупка полиса. Сейчас правилами за отсутствие страховки предусмотрен штраф в размере 800 рублей, тогда как средняя стоимость полиса — 5800 рублей. Таковы нормы Кодекса об административных правонарушениях (КоАП), действующие в 2022 году.

Примечательно, что за езду без ОСАГО не предусмотрена прогрессивная шкала наложения штрафов. Это значит, что если вы попадетесь на таком нарушении повторно, вам будет назначено то же самое наказание — штраф 800 рублей. То есть исчерпать стоимость автогражданки водитель может за 7-8 штрафов. А если повезёт, то может обойтись и вовсе без административных взысканий.

В Госдуме уже предложили увеличить штраф за отсутствие полиса ОСАГО до пяти тысяч рублей, но пока дальше слов не дошло. Минтранс, в свою очередь, пытается вылавливать нарушителей с помощью камер видеофиксации. А страховые компании форсируют ситуацию, предложив водителям услугу дополнительной страховки, которая стоит в пределах 2000 рублей и защищает невиновного водителя, если у виновника ДТП не будет страховки.

Оксана ПЕРЕВОЗНИКОВА