«А2, А5, А7…» — уходят вверх надписи на брёвнах этой непривычно высокой избы с маленькими окнами. Перед нами один из экспонатов уникального музея северного зодчества в селе Воздвиженское, куда привозят пронумерованные брёвна исчезающих образцов древнерусской архитектуры и собирают их заново.

СПАСЛИ ИЗ ПЕЧИ

Высокую курную избу— то есть ту, что топится по-чёрному, с дымом под потолок — местные жители в далёкой архангельской деревне хотели было пустить на дрова, но московские плотники, архитекторы и реставраторы выкупили её по цене тех же дров, задокументировали каждое бревно и восстановили постройку как конструктор на поле в пятнадцати километрах от Сергиева Посада.

Так в 2008 году начался музей под открытым небом «Новое старое». Сегодня компанию той избе составляет амбар-житник конца XIX века из старообрядческой деревни Керчомъя в Республике Коми, приподнятый над землёй, чтобы грызуны и сырость не могли добраться до зерна.

И на избе, и на амбаре есть вставки современного дерева взамен сгнившего, но заметить их без помощи плотника-реставратора трудно. Главный принцип тут: сделать не красиво, а правдиво, не нарушая естественный облик. А рядом ещё без малого десяток построек, поставленных по канонам прошедшего времени, их и вовсе не отличишь от северных прототипов.

Музей найти просто, он находится рядом с сельской церковью, и каждую субботу на этой площадке что-то происходит: стучат топоры, дымится баня по-чёрному, плотники, кузнецы или гончары проводят мастер-классы. Некоторые посетители приезжают из любопытства, другие остаются и присоединяются к команде реставраторов, и у них начинается новая жизнь. Например, экспедиции на Север в команде таких же увлечённых энтузиастов и профессионалов.

«ЕСЛИ ДОРОГА В ДЕРЕВНЮ ПЛОХАЯ, ТАМ ТОЧНО ЕСТЬ ЧТО-ТО ИНТЕРЕСНОЕ»

Музей и артель «Новое старое» — творение ума и рук реставратора Дмитрия СОКОЛОВА. Он был одним из тех, кто в середине восьмидесятых начал восстанавливать остатки традиционного зодчества — старые брошенные северные избы, умиравшие в провинции под дождём. Преподавал в реставрационном колледже, увлёк многих из тех, кто сегодня занимается тем же. Два года назад основатель музея ушёл из жизни.

«Если до деревни плохая дорога, то гарантированно там можно найти что-то интересное. Как только делают дорогу — сразу поставят пластиковые окна. Архаичные, дорогие нам традиционные вещи меняют на современную пустышку», — говорит нынешний руководитель артели Руслан БЕЛЯКОВ.

Он сменил строгий костюм руководителя отдела консалтинговой компании на тельняшку, взял в руки реставрационный топор — есть и такой, и всё своё время теперь посвящает работе с деревом. Вместе с ним в музее работают самые разные люди: физики, учителя, фотографы, журналисты, безработные. Почти все с высшим образованием, большинству за тридцать, и у всех особые чувства к русскому Северу.

МУЗЕЙ И МАСТЕРСКАЯ

Первую курную избу восстанавливали всем миром — для этого музей провёл кампанию в интернете. С 2019 года музей «Новое старое» получает поддержку Фонда президентских грантов.

С помощью гранта музей смог открыть мастерскую для всех желающих. По субботам в Воздвиженском работают плотницкие курсы, приезжают мастера-кузнецы и гончары. В праздники в глинобитной печи выпекают хлеб по древним рецептам. Забытый секрет печи, сложенной не из кирпичей, а из сырой глины за сутки, пришлось восстанавливать по разрозненным источникам, а теперь это местная гордость.

«Уникальная вещь, — уверен пекарь Денис СНЕГИРЁВ, — такой печи нет ни у одного производителя хлеба в наших краях».

Никто не обязывает посетителей приезжать каждую субботу, но многие настолько увлекаются простым трудом, что остаются надолго, решительно меняя образ жизни. «Громко сказано, но мы своего рода база подготовки реставрационных кадров», — объясняет Руслан.

Этой осенью музей привезёт из-под Архангельска и Республики Коми в Сергиев Посад ещё два объекта и отреставрирует их. В том числе помощью новых добровольных помощников. Музейную коллекцию пополнят амбар и гумно — навес, где молотят зерно.

Такие постройки сегодня не востребованы, а заброшенные, без ухода они стареют очень быстро. Сколько времени есть, чтобы спасти историческое деревянное сооружение, оставшееся без хозяина? Лет двадцать, не больше, считают в музее.

Владимир КРЮЧЕВ

Фото: Юлия НЕВСКАЯ