Вы помните свою воспитательницу в детском саду? Какой она была? Моя — добрая, ласковая, с большим сердцем. Когда нужно строгая, но всегда справедливая. 27 сентября воспитатели детских садов отмечают свой профессиональный праздник. Это стало отличным поводом пообщаться с Анной Константиновной САВЕЛЬЕВОЙ, которая за долгие годы работы выпустила в жизнь не одну сотню сергиевопосадцев.

К Анне Константиновне нас провожает её постоянный гость — Галина Гусева, сотрудница Комплексного центра социального обслуживания граждан, которая помогает пожилой женщине и по хозяйству, и душу отвести. Анна Константиновна знала её ещё совсем маленькой. По возрасту социальный работник немногим младше её первых воспитанников. «Как вам картины на стенах подъезда? — на ходу интересуется Галина. — Здесь цветов в горшках всегда много, вон зеркало висит. Это всё Анна Константиновна организовала, она уже лет пятьдесят как старшая по дому. Всё у неё по полочкам, везде должно быть красиво. С неиссякаемой энергией человек».

Позже воспитательница со смехом расскажет, что недавно отмечала в храме свой юбилей, и батюшка, поздравляя её, сказал: «Да кто же даст тебе 75? Не твои это годы, от тебя аккумулятор можно заряжать». В этом вся Анна Константиновна — энергичная, открытая и с огромным сердцем.

— Расскажите, как вы стали воспитателем. Сколько лет педагогического стажа у вас за плечами?

— Без двух месяцев 45 лет. 25 лет проработала в детском саду № 36 около бассейна «Луч», потом года три на Клементьевке. Ещё три года была учителем начальной школы, а после меня перевели в 24-й сад. Оттуда и выходила на пенсию. Мне кажется, я пришла в эту профессию по призванию. Всегда нянчилась с ребятишками, ни в чём другом себя не видела. Как хотела, так и получилось.

— Какой он в вашем представлении, воспитатель по призванию?

— Воспитатель должен любить детей и в каждом из них видеть личность. Я со своими детьми и пироги пекла, и фигуры из снега лепила, стихи на утренник учили не только способные дети, а вообще все. От меня все воспитанники уходили, зная буквы и умея читать. Когда мой последний выпуск едва ли не целиком пришёл в один первый класс в 11-ю школу, к Светлане Павловне Смирновой, она меня очень благодарила: «Анна Константиновна, такое чувство, будто ребята уже во втором классе. Читать умеют, руку поднимать приучены. Мне с ними так легко!» С детьми нужно быть честным. Уж если дала слово, придётся его сдержать. Это сейчас малыши продвинутые, много знают, потому что проводят время в компьютерах и телефонах. Раньше было не так. Многие мои воспитанники не знали слова «справедливость», но остро её чувствовали. Говорили: «Анна Константиновна честная». А ещё воспитатель — от слова воспитывать. Наша главная цель воспитать доброту в ребёнке, любовь к окружающим. Меня этому отец учил, всегда говорил: «Человеколюбие в первую очередь».

— Наказывать детей приходилось?

— А как же. Старалась не ставить в угол, а взывать к голосу совести разговорами. Всей группой разбирали проступки, чтобы виновник понимал, что был не прав. Ещё очень помогало пристыжать за плохое поведение. Были дети, которые дрались ногами исподтишка. Если выставить это на всеобщее обозрение, например ноги пёстрой лентой обвязать, то это все увидят, будет стыдно, больше проказничать уже и не захочется. Был у меня из числа последних сложных детей мальчик Алёша. Он через все группы прошёл в 24-м саду, от него отказывались все воспитатели, родители не знали, как с ним справиться. В итоге он ко мне попал. Как-то посадила его на колени и спрашиваю: «Алёша, ну почему ты такой? Почему так себя ведёшь?» Столько лет прошло, а я до сих пор помню, как он ответил: «Потому что жизнь у меня такая».

Ещё случай, в одной старшей группе была беда с педагогами, дети совсем от рук отбились, от них все отказывались. После долгих уговоров заведующей я согласилась за них взяться. Детям пять лет, они матом буквально разговаривают, драки бесконечные. Очень было непросто. Сразу объяснила, что не люблю, когда мне врут. Даже если ты совершил плохой поступок, скажи правду, наказывать не буду.

А вот что за брань буду наказывать, сказала сразу. Был в группе мальчик по имени Артём, он на этом первый попался. Я ему рот бинтиком завязала, сделала бантик на затылке. Вы не подумайте, я так наказывала только с разрешения родителей. Садись, говорю, за стол, пусть все видят, что ты матершинник. Он к столу прижался, покраснел. А остальные дети из-под стола выглядывают, неужели правда завязала? И ведь исправила группу. За два года много сил ушло, но потом эти же мальчишки ко мне после армии приходили, мы с ними очень тепло общались.

— За столько лет работы воспитателем вы замечали, как со временем меняются дети?

— Да, но это всегда от родителей зависело. Когда перестройка началась, дети, если им что-то не нравилось, говорили мне, мол, мой папа придёт и тебя застрелит. Приходит вечером папа забирать сына, а я интересуюсь, ну что, когда стрелять в меня будете? После такого ребёнку, как правило, доставалось.

— Бывали моменты, когда с детьми было совсем тяжело?

— Всё самое неприятное, так или иначе, шло от родителей. Пьющие, на грани развода. Что бы в семье ни случилось, это всегда сказывается на ребёнке. Была совсем тяжёлая ситуация: отец на глазах мальчика зарезал мать. Ребёнок пришёл в детский сад, рассказывает мне, а я не понимаю, правда это или нет. Он ещё и оказался единственным свидетелем. Меня приглашали на допрос, чтобы я переводила вопросы следователя на «детский» язык. Говорю об этом, и мурашки по коже.

— Из 45 лет работы педагогом вы три года посвятили учительству, а затем снова вернулись в детский сад. Почему?

— Я работала учителем начальных классов, пришлось уйти из школы из-за болезни мужа. Когда ты учитель, то не можешь отпроситься с занятий. Чтобы, скажем, на весь день уехать в больницу. В детском саду с этим было попроще. Решение не было простым. В детском саду в ту пору был нулевой класс. К ребятам на занятия приходил учитель, готовил их к роли первоклассников. Меня отправили к нулевикам в 24-й сад замещать заболевшего педагога. Заведующая меня сразу узнала, она в своё время водила ко мне свою дочь. Очень удивилась: «Анна Константиновна, ты в школе? Да ты же здесь не на своём месте!» И перетянула меня обратно в детский сад. Я четверть в школе довела и ушла.

— А вы сами чувствовали себя не на своём месте?

— Было такое ощущение, да. У меня был начальный класс и биология у шестиклассников. Я даже специально продлёнку брала, потому что те, кто туда ходит, по возрасту недалеко от детсадовцев ушли. Мы и в куклы играли, и творчеством занимались. Из школы уходила безо всякого сожаления. Так уж сложилось, что моё призвание — быть воспитателем. Я уже пятнадцать лет на пенсии, а детский сад до сих пор иной раз снится.

Беседовала Елена БАДАЛЯН

Фото: Наталья МАЙОРОВА