В нынешнее время Ярославский вокзал Москвы — один из самых напряжённых и загруженных в столице. Это объяснимо: в России нет протяжённее маршрутов, идущих до берегов Тихого океана, в северные края, к Белому морю… Можно ехать в Вологду, Ярославль, Кострому, Александров и, конечно же, в Сергиев Посад, с которого началась история строительства Московско-Ярославско-Архангельской железнодорожной ветки. Об этом мы рассказали в предыдущем, августовском номере «Краеведческого вестника» за 2022 год. Продолжим наш рассказ, в котором речь пойдёт о строительстве Московского вокзала.

Начатое в 1860 году строительство железной дороги от Сергиевского Посада до Москвы в целом шло без особых осложнений. Разве что затянулось решение вопроса о месте расположения Московского вокзала. Изначально правление Общества Московско-Ярославской железной дороги считало наиболее удобным местом для него обширный участок земли, занимаемый Университетским ботаническим садом и близлежащими переулками. На современной карте Москвы это неподалёку от станции метро «Проспект Мира».

Сад для выращивания лекарственных растений появился здесь ещё в 1706 году при Петре I. Его перенесли сюда от кремлёвских стен с берегов реки Неглинка и сто лет спустя передали университету. Естественно, свою научную базу учёные отдавать не захотели. Против устройства станции в Ботаническом саду обоснованно возражало и Главное управление путей сообщения. С учётом его позиции власти города отказались от строительства вокзала в районе Мещанской улицы, выбрав для этой цели Каланчёвское поле, известной достопримечательностью которого был громадный Красный пруд. Вокруг него располагались небольшие домики с палисадниками, садами и огородами, выгонами и свободными землями.

Первое здание вокзала строил известный петербургский архитектор Роман КУЗЬМИН — нештатный профессор архитектуры Императорской академии художеств. Ярославская дорога первоначально была небольшой, всего 65 верст. Поэтому и проект заказывался соответствующим. Особенность его заключалась в том, что вокзальное здание строилось заодно с Управлением дороги.

Тот первый Ярославский вокзал практически без изменения простоял до 1900 года. В его истории было немало необычных ситуаций, вплоть до тарана стен локомотивом. 30 августа 1897 года, 125 лет назад, в 10 часов утра пассажирский поезд, состоящий из 13 вагонов, врезался в здание из-за отказа тормозов. Удар был очень силён, но, ко всеобщему облегчению, пострадавших оказалось немного.

В связи с возросшей интенсивностью движения поездов, удлинением Московско-Ярославской железной дороги до Архангельска и присоединением к ней Шуйско-Ярославско-Костромской и Ярославско-Рыбинско-Шуйско-Ивановской дорог остро встал вопрос о строительстве нового вокзала.

С 1 апреля 1900 года частная Московско-Ярославско-Архангельская дорога перешла в казну, в ведение Министерства финансов, а с 1 января 1902 года — в Министерство путей сообщения.

Проект нового вокзала был представлен в 1902 году известным русским архитектором Фёдором ШЕХТЕЛЕМ — одним из наиболее ярких представителей стиля «модерн». При строительстве здания он смело и широко использовал новые строительные материалы, только входившие тогда в практику: железобетон, металлоконструкции, облицовочную плитку и др. Благодаря этому удалось создать уникальное здание при значительно меньших затратах и ускорении сроков строительства. После одобрения во всех инстанциях уже к концу 1904 года вокзал был готов принять первых посетителей.

Новое здание по объёму стало в три с лишним раза больше прежнего. Особый восторг москвичей и гостей столицы вызывали и вызывают ныне внешний вид вокзала, похожий на сказочный терем, и изящные майоликовые панно на фасаде, изображающие животных и флору Северного края, которые были изготовлены по эскизам Шехтеля в Абрамцевской керамической мастерской Саввы Мамонтова.

Очень красива была первоначальная отделка внутренних, увы, не сохранившихся помещений вокзала. Стены главного вестибюля украшали 12 замечательных панно знаменитого художника Константина КОРОВИНА, изображающих животных и флору Северного края. Сейчас они хранятся в Третьяковской галерее.

В январе 1907 года правительство переименовало Московско-Ярославско-Архангельскую железную дорогу и вошедшие в неё линии в Северную железную дорогу. Северным стал называться и Ярославский вокзал. В 1936 году после очередной реорганизации он вновь стал Ярославским.

Уникальное строение благодаря бережному отношению к нему хорошо сохранилось. Вокзал основательно реставрировали в 1965- 1966 гг., затем в 1986 году. Летом 1995 года была завершена ещё одна крупная его реконструкция, которая была проведена для увеличения вместимости вокзала и предоставления как можно больших удобств пассажирам. При этом обновлённый южный фасад сохранил узнаваемый первоначальный вид архитектора Ф. О. Шехтеля.

Лидия ГИРЛИНА