Высказывание Спасителя выглядит ещё более радикально, если привести его полностью: «Не думайте, что Я пришёл принести мир на землю; не мир пришёл Я принести, но меч, ибо Я пришёл разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и невестку со свекровью её. И враги человеку — домашние его» (Мф 10:34–36).

Эту фразу нередко приводят в качестве мнимого доказательства агрессивности, воинственности и фанатичности христианства. Смотрите, говорят такие критики, Иисус Сам провозглашает, что пришёл разделить людей, он употребляет милитаристскую риторику, покушается на самое святое — на семью, вбивает клинья между родителями и детьми. На самом же деле посыл, который даёт Господь в этой фразе, имеет совсем иной смысл.

Нет ничего более чуждого евангельскому благовестию, чем вражда и разделение. В самый страшный по степени эмоционального переживания момент Своей земной жизни, перед предательством Иуды и последующими страданиями и смертью, Иисус молится о единстве в Боге всех верующих в Него: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и  Я  в  Тебе, так и  они да будут в  Нас едино»  (Ин  17:21). А чуть раньше, во время Тайной Вечери, обращаясь к ученикам, Господь завещает им Свой совершенный мир, противопоставляя его миру человеческому, хрупкому:  «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Ин 14:27).

Что же касается разделений в семье, к которым якобы призывает Христос, то апостол Павел, человек, более других апостолов потрудившийся над разъяснением евангельского учения, ясно пишет:  «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим 5:8). Что же имеет в виду Спаситель, говоря о мече и домашних врагах? На фоне приведённых только что цитат, Его слова, на первый взгляд, действительно звучат провокационно. Тем более в современном Иисусу социально-культурном контексте. У слушателей «могло создаться впечатление, что Он покушается на одну из основополагающих ценностей человеческого бытия, имеющих источник в Самом Боге. Семья тоже воспринималась как абсолютная ценность, и вторжение в семейный быт, результатом которого становится конфликт между поколениями, не могло оцениваться положительно», — пишет митрополит Иларион (Алфеев).

Между тем Христос говорит тут не о том, что Его задача — поссорить родственников друг с другом. Он не призывает к разделению, не ставит его целью Своей проповеди, а лишь отражает реальность, констатирует очевидные факты. Меч символизирует веру в Него, готовность следовать за Иисусом и исполнять Его заповеди. Христос никогда не обещал Своим последователям комфортной жизни, Он призывал смотреть на Него и быть готовыми претерпеть всё то, что вытерпел Он.

Христианство задаёт очень высокую духовную и нравственную планку, и всерьёз вступив на путь следования за Христом, невозможно вести прежний образ жизни. Поэтому новообращённый христианин на общем фоне невольно становится белой вороной, не таким, как все, что нередко вызывает негативное, враждебное отношение к нему со стороны окружающих, в том числе родственников. Думаю, что многие, особенно те, кто пришёл ко Христу уже в зрелом возрасте, могут привести примеры того, как изменилось после этого отношение к ним близких людей.

Мир, который по слову апостола Иоанна Богослова, лежит  во зле  (1 Ин  5:19), не принимает тех, кто стремится к добру. Он начинает делать всё, чтобы выдавить таких людей, изолировать их от себя, убить, наконец.  «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел, — говорит об этом Христос Своим ученикам. —  Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» (Ин 15:18–19). И первые века истории Церкви дали тому яркое подтверждение в виде тысяч христианских мучеников, которые лишились жизни только потому, что они были не от мира. Среди них было немало и тех, кто стал жертвой ненависти со стороны ближайших родственников.

Евгений МУРЗИН, священник, православный журнал «Фома»