Валентина Гаевая

Ни бедность, ни потерянное в Великую Отечественную войну здоровье, ни тяжёлый труд по восстановлению народного хозяйства не могли омрачить радость мирной жизни. В голодном 1947 году во всех уголках страны пели новую песню: «Когда душа поёт и просится сердце в полёт, — в дорогу далёкую, небо высокое к звёздам нас зовёт». Вспомним сегодня некоторые эпизоды культурной жизни нашего района того периода.

КУЛЬТПРОСВЕТ В ПОМОЩЬ

До Великой Отечественной войны клубы, библиотеки и другие подобные учреждения по всей стране находились в ведении Наркомпроса. В 1946 году его место заняло Министерство просвещения, а на местах появились самостоятельные профильные комитеты по делам культурно-просветительских учреждений — культпросвет.

В такой отдел и пришёл в Загорске в 1948 году фронтовик Алексей ДОРОХОВ, будущий писатель, заведующий детской библиотекой в Хотькове.

Как человек пытливый, он изучил районную материальную базу, и она оказалась удручающей: клубов мало, библиотеки малокнижные, культработа ведётся в неприспособленных помещениях. Даже Загорский оптико-механический завод собирал свою художественную самодеятельность на втором этаже фабрики-кухни. А клуб ЗЭМЗа на Скобянке выглядел развалюхой.

В сёлах и деревнях были избы-читальни, однако зарплата избача была вдвое меньше, чем у библиотекаря. Понятно, что на такую работу трудно было найти подходящих специалистов. Радовались, когда приезжала кинопередвижка и артисты из города. Основную просветительскую работу среди сельчан проводили учителя, агрономы и зоотехники.

В СЕМХОЗЕ

Но и в таких условиях люди пели и танцевали, проводили смотры художественной самодеятельности. Весь район знал драматический кружок из Семхоза, его артисты ставили пьесы Горького «Васса Железнова» и «Егор Булычов», со спектаклями и концертами выезжали в другие сёла. Клуб в Семхозе находился в холодном барачном помещении, но это не останавливало участников самодеятельности. Да и председатель поселкового совета Клавдия Васильевна БАРАНОВА поддерживала их. Она и сама пела, обладала красивым сильным голосом, была солисткой хора, участвовала в театральных постановках.

А библиотекарем в Семхозе работала Вера НЕФЁДОВА, также активный человек.

В Птицеграде, в птицесовхозе № 55, в послевоенное время работала маляром-штукатуром Лариса КАЛИНИЧЕВА. Русоволосая, стройная, обаятельная девушка ходила в местный клуб, помогла создать там хор русской песни. Пела много, охотно, за похожий голос её называли второй Лидией Руслановой. Лариса участвовала в областных и всероссийских конкурсах, выступала на Всесоюзном радио и по телевидению. Одно время она пела в хоре им. М. Пятницкого.

АГИТФУРГОНЫ И СТОЛИЧНЫЕ НАСТАВНИКИ

С 1949 года, как и по всей стране, во время уборочной и посевной кампаний загорский культпросвет оформлял агитфургон. Украшался он плакатами, лозунгами. В придачу давали кинопередвижку, небольшую библиотеку, привлекали лекторов и самодеятельных артистов.

Надо сказать, что агитбригады существовали долго, с появлением Дворца культуры ЗОМЗа (Дворца культуры им. Ю. Гагарина) мастерство участников художественной самодеятельности — певцов, чтецов, танцоров и артистов народного театра росло, и концерты на полевых станах и фермах сельчане очень любили.

Был в этом движении малоизвестный момент. Сразу после войны областной отдел культпросветработы периодически организовывал встречи самодеятельных артистов с коллективами столичных театров, хоров и танцевальных ансамблей. Выглядело это так: наши приезжали в Москву, с ними беседовали именитые актёры, режиссёры, певцы и хореографы, спрашивали, кто чем занимается, где и с чем выступает. А потом наставники показывали своё мастерство, нередко и на генеральные репетиции приглашали.

Выезд агитбригады на село

РОЯЛЬ В БАНЕ

Библиотеки тоже набирали силу. До войны в избе-читальне какого-нибудь села книги часто занимали всего пять-семь полок, в городе и вовсе зачастую ютились в неприспособленных помещениях.

Так было и на ЗОМЗе. Первую сотню книг собрали ещё в Лавре, где начинал свою жизнь завод (пока в конце 1930-х шла стройка, первые цеха оптического производства открылись на территории монастыря. — Ред.). Потом никак не могли найти достойное место своей библиотеке. Она побывала на фабрике-кухне, в жилом доме на Каменном посёлке, а в 1947 году ей выделили две комнаты в заводской бане на первом этаже (баня открылась 22 июня 1941 года). Заведовала библиотекой неутомимая Вера Владимировна ЗАГОВОРЧЕВА.

Вскоре туда привезли рояль, и с тех пор библиотека стала клубом по интересам. Здесь проходили литературно-музыкальные вечера, диспуты, читательские конференции с таким количеством народа, что две комнаты не вмещали всех желающих. При библиотеке был хор с хорошими солистами.

Библиотека ЗОМЗа в бане, слева В. Заговорчева

УШЛИ В БОЛЬШОЕ ИСКУССТВО

В послевоенные годы у нас начинали творческую биографию многие известные личности.

Например, фрезеровщик ЗОМЗа Алексей ПОКРОВСКИЙ стал известным актёром, 30 лет работал во МХАТе, снимался в кино, выступал на сцене и по телевидению с песенно-поэтическими композициями, ему присвоили звание Народного артиста РСФСР.

Младший техник оптико-механического завода Валентина ГАЕВАЯ окончила Ленинградскую высшую профсоюзную школу культуры, уехала в Белоруссию, где создала знаменитый ансамбль «Хорошки».

В 1950-х на этом же заводе работал технологом известный поэт, лауреат Государственной литературной премии им. Горького Владимир КОСТРОВ. На его стихи написано много популярных песен, которые исполняли Иосиф Кобзон, Анатолий Папанов, Валентина Толкунова. Он также написал поэму «Встреча в пути», посвящённую мастерам оптики.

Известный актёр Валентин БУРОВ учился у известного загорского педагога Маргариты Борисовны Киневской. Был другом и однокурсником Владимира Высоцкого. Всю жизнь работал в театре им. А. С. Пушкина в Москве.

Музыкальный ансамбль сборочного цеха ЗОМЗа, 1955 год

Валентина БОЛОТОВА

Фото из архива автора