Творческая студия «Волшебная шляпа» Марии и Дмитрия Орловых изменила представления о том, какой может быть привычная «художка». Эти двое из Реммаша вернули в наше поле зрения уличные кукольные представления мистерии, создавали новые художественные миры — со своими героями и историями, а на их основе открывали выставки и представления. А кроме этого просто занимались тем, чем должна заниматься та самая «художка» при Доме культуры: учили хорошо рисовать и сами выступали как художники и актёры.

В прошлом году по семейным обстоятельствам Орловы переехали в Королёв, где продолжили преподавать. Тем не менее, они сохранили связь с Реммашем и Посадом, часто приезжают сюда и готовят новые события. Интересно узнать их взгляд на разницу и на общее в творческой жизни двух городов, находящихся на одной прямой по дороге в Москву.

Мария работает в частных школах, муж — в муниципальной школе искусств. Устроились не сразу: на первый взгляд, в Королёве много студий, и среди них разнообразие сетевых с тем же словом «арт» в названии, — но часто за этим кроется бизнес в чистом виде, говорит Дмитрий, а не школа для индивидуальностей. Даже немного странно: маленький и тихий Посад временами казался ему более интересным, когда речь заходила о «штучном» преподавании.

В итоге он выбрал муниципальную школу, которая напомнила ему Реммаш, особенно на первых порах работы в поселковом ДК, — школа, где преподавателям к тому же несильно диктуют условия работы и не мучают излишней бюрократией.

***

А как жизнь в Королёве с точки зрения зрителя? Чего им обоим не хватает на новом месте — так это ясной картины, что и где происходит интересного.

«В Сергиевом Посаде у меня всегда было ощущение канвы культурных мероприятий, которая пронизывает город», — говорит Мария о том, что в нашем городе всегда есть куда сходить, что посмотреть и что послушать, и эта информация на виду

И перечисляет: в один день выступают поэты «Квадрата» в Розановке, завтра — что-то интересное в «Трикотажке», время от времени случаются «Театральные квартирники» — серия неординарных представлений вроде спектакля в заброшенном цеху или прогулка по городу в наушниках, где оживают люди и истории. В новом городе найти события и маячки, как они их называют, им по-прежнему сложно.

Не хватает и выставочной площадки. Они были бы рады, если бы в Королёве появилась отдельная художественная галерея. Этот жанр только-только начал появляться в Посаде, но даже в более близком к столице городе нет выставочных залов кроме традиционных музеев и Домов культуры. Галерея с недавних пор открыта в Мытищах, и это один из признаков того, как Королёв немного уступает свою самобытность как творческий центр, когда рядом есть более оживлённый сосед, и ещё дальше — многомиллионная Москва, куда стремятся многие творческие люди города.

«Я спросил у одного известного королёвского граффитиста, и он сказал мне, что раньше в городе было интереснее», — говорит Дима.

«Я думаю, что всё переместилось в Москву», — подхватывает Маша.

«А может, мы ещё не добрались до интересного», — задумались оба.

***

Но есть и классные тенденции, продолжают ребята: например пешеходные зоны, которые появились примерно в одно время с нашей «Дорогой к храму», и точно так же могут служить местом проведения уличных праздников и фестивалей. Театрального фестиваля, как посадский «У Троицы», в Королёве нет, но для наукограда юбилей предприятий космической отрасли становится своего рода общегородским праздником.

Космической темой в этом городе проникнуто если не всё, то очень многое. Для Королёва космос, если говорить об образах, — примерно то же, чем для Посада стала матрёшка. Вокруг этого символа проводятся выставки, другие творческие события, названо несколько улиц в честь космонавтов и конструкторов. Ещё немного штрихов к портрету. В нашем городе есть особенность: на выставки и другие художественные события приходит примерно один и тот же круг людей. Интересный опыт, как можно увлечь людей, далёких, как они сами думают, от искусства, показал тот же сергиевопосадский «Театральный квартирник».

Чего не хватает Сергиеву Посаду? Не хватает такого искусства, о котором люди бы спорили, искусства современного, странного

Не такого, чтобы просто повесить над диваном, а что-то вызывающего обсуждение — искусство это или нет. А что уж это будет: инсталляция, видеоинсталляция, перформанс или старая добрая выставка, неважно, — главное, считают, чтобы художественное событие не превратилось в сувенирную лавку.

Владимир КРЮЧЕВ