Если бы у исторических выставок был КПД, то у этой он бы точно зашкалил — перед нами одна из самых компактных, но в то же время наиболее сильных выставок из тех, что открывались за последнее время в Сергиевом Посаде.

Жизнь Ивана Грозного — самого обсуждаемого и самого осуждаемого русского царя — впервые показана через его дары Троице-Сергиевой лавре.

Хроника отношений правителя и обители уместилась на нескольких метрах в одном из корпусов Конного двора: от периода пылкого почитания до момента, когда самодержец изрёк, что «иссякло в Троице-Сергиевом монастыре благочестие — и монастырь оскудел», построив свою альтернативную обитель в соседнем Александрове. Наступало время Опричнины. В конце жизни Иван Грозный вернулся к Троице. Итог — маленькая икона из числа вкладов по души царевича Ивана и опальных людей, лишённых жизни в годы его правления.

«Царствование Ивана Грозного закончилось катастрофой и семейной драмой, — напоминает куратор выставки Сергей Шокарев. — В одной из монастырских книг есть уникальная запись о том, как царь в 1583 году приехал в монастырь, рыдая и умоляя, чтобы его сыну, царевичу, установили поминовение. Почему он сделал это тайно? Конечно, он признался в том, что он убийца, пусть и невольно».

О нраве царя и об обычаях времени, в котором он жил, порой говорят эмоционально, но красноречивее эмоций выглядит один из экспонатов. Это найденная в 2007 году при реконструкции Лавры надгробная плита, под которой лежал обезглавленный боярин — с одной стороны, изуверски казнённый, а с другой — погребённый в наидостойнейшем месте.

Также на выставке интересно увидеть книги как свидетельство расцвета книжной культуры, уникальные отреставрированные в музее редкие иконы, а в дальнем углу спряталась большая редкость, чаша с именем царевича Фёдора и одноглавым орлом.

Но самый заметный вклад Ивана Грозного в Лавру не поместился бы ни в одном зале — речь об Успенском соборе, который он заложил и двадцать лет спустя, как бы сейчас сказали, софинансировал, и не чем-то, а колоссально щедрым вкладом на помин души убитого царевича.

Фото Светланы ВОЛОДИНОЙ