«Есть в России святые места. Если друг тебя в горе кинет, если вдруг на душе пустота, ты пойди приложись к святыне», — эти строки советская поэтесса Юлия Друнина посвятила пушкинской вотчине — Тригорскому и Михайловскому. Но в равной мере их можно отнести и ко всем местам, где сердце находит отклик, а душа покой. Самым популярным местом паломничества в Сергиевом Посаде является, конечно же, Лавра. Но мы хотим познакомить читателей с другими маршрутами к храмам округа, которые также заслуживают несомненного внимания.

Храм в Радонеже

Церковь Преображения Господня и источник в Радонеже — место многим известное, именно здесь начались подвиги преподобного Сергия (Варфоломея), получившего прозвание Радонежский. Святыню довольно активно включают в экскурсионные маршруты, и тем не менее, мы решили внести её в список непопулярных, потому что люди приезжают туда не часто. Главная проблема, и она же, по моему мнению, плюс — удалённость этого места от больших населённых пунктов. Преображенскому храму вдали от суеты удалось сохранить камерность и умиротворение сельской обители.

У Радонежа богатая история: в XV веке село, ставшее городком, было центром небольшого удельного княжества, имело три храма и собственную крепость, обнесённую земляными валами и деревянными стенами. Всё это было разорено в Смутное время, до наших дней сохранились только валы.

В XVIII веке село приобрело новое название – Радонежский городок, или просто Городок. Новая церковь в честь Преображения Господня была возведена на средства прихода в середине XIX века в стиле ампир. Первоначально основной объём храма был поставлен отдельно от колокольни, и их объединили трапезной в 1860-х годах. В 1870-х годах церковь была расписана, и частично эти росписи сохранились.

Лишь спустя сто лет храм взяли под охрану государства: в 1988 году здесь был установлен памятник Сергию Радонежскому, а годом позже село Городок было переименовано в Радонеж. Под горой находится родник Сергия Радонежского, там же устроена купель.

Крестовоздвиженский храм в Воздвиженском

Всего в нескольких километрах от Радонежа располагается село Воздвиженское, где не раз разыгрывались события, влиявшие на «большую» историю России. Сразу отметим, что здесь установлен заслуживающий внимания паломников Крестовоздвиженский храм (главное фото). Люди всегда чувствовали, что это энергетически сильное место. Говорят, что храм тут возвели на руинах языческого капища. По преданию, в 1380 году на Воздвиженском холме отдыхал великий князь Дмитрий Донской по пути к преподобному Сергию за благословением на Куликовскую битву. На пути следования к Лавре в местном царском путевом дворце останавливались Борис Годунов, десятилетний Иоанн (будущий Грозный), опальная царица Марина Мнишек, новоизбранный царь Михаил Фёдорович Романов.

Возле Воздвиженского 21 сентября 1608 года расположилось на ночлег большое польско-литовское войско, шедшее на осаду Троицкой обители. На следующий день на поле между Воздвиженским и соседней деревней Рахманово произошло сражение с отправленным им вслед из Москвы царским войском во главе с Иваном Шуйским, братом царя Василия Шуйского. Увы, удача была не на стороне русских полков. Разгромив войско Шуйского, сторонники Лжедмитрия II продолжили движение, и на следующий день подошли к монастырским стенам.

В селе Воздвиженском произошли трагические события, легшие в основу оперы Михаила Мусоргского «Хованщина». Напомним: в 1682 году царь Фёдор Алексеевич умер, не оставив прямого наследника. Престол мог перейти к 16-летнему Ивану (сыну царя от первой жены) или 10-летнему Петру (сыну от второй жены). Царём провозгласили Петра, что абсолютно не устраивало родственников Ивана. В результате интриг и подстрекательств в Москве произошёл стрелецкий бунт, царями и соправителями были временно назначены оба наследника, а регентшей при них — царевна Софья, родная сестра Ивана.

Начальником Стрелецкого приказа поставили князя Ивана Хованского, который повёл свою игру. Считается, что он хотел женить своего сына на одной из многочисленных дочерей покойного царя Алексея Михайловича и де-факто встать во главе России.

Опасаясь заговора, царский двор в полном составе — включая обоих малолетних царей Ивана и Петра — во главе с царевной Софьей 13 сентября по пути в Троице-Сергиев монастырь прибыл в Воздвиженское. Вскоре туда же доставили арестованных по приказу Софьи князя Ивана Хованского и его сына Андрея. Суд был скор: обоих приговорили к казни.

В советскую эпоху расположенный в Воздвиженском уникальный храм с двумя, один под другим, алтарями и винтовой лестницей был серьёзно разрушен. Иконы частью пустили на дрова и кормушки для скота, из больших образов иконостаса сделали лавки в сельсовете. Подвал приспособили под овощехранилище, в храме ссыпали зерно.

В 1932 году с церкви были сброшены семь колоколов, самый большой — 120 пудов весом, и вывезены на 12 подводах, на головной из которых красовался транспарант: «Перекуем колокола на трактора». Сейчас многое, благодаря стараниям настоятеля протоиерея Андрея Крашенинниква и его предшественников, удалось восстановить.

Шаляпинский храм в Гагине

В простонародье шаляпинский, а по-церковному Казанский храм расположен в селе Гагино и по праву считается одним из самых примечательных провинциальных храмов округа. Святыня прославилась тем, что величайший русский бас Фёдор Шаляпин венчался здесь с балериной Иолой Торнаги.

Много десятилетий храм был в запустении и чудом не исчез с земли — к началу XXI века от былого величия остались лишь стены, и те лишь частично. При советской власти несколько лет церковь служила лишь складом для химикатов. Токсичность в помещении зашкалила настолько, что пришлось проводить специальную обработку, чтобы там можно было находиться без вреда для здоровья.

Но стараниями местных энтузиастов святыню удалось сохранить и добиться того, чтобы отреставрировали весь храмовый ансамбль. Освещать храмы — Казанский и Всемилостивого Спаса в Гагино приезжал патриарх Кирилл, митрополит Ювеналий, гостями были министр культуры Владимир Мединский и губернатор Андрей Воробьёв.

Ежегодно летом в Гагине в память о великом артисте проводится Шаляпинский певческий фестиваль, выступать на который приезжают даже солисты Большого театра. Говорят, что их привлекает не только красота и значимость этих мест, но также прекрасная акустика.

Успенская церковь в Подсосине

Недалеко от посёлка Лоза находится деревня Подсосино, прославившаяся красивейшей Успенской церковью. Она была построена в 1827 году в стиле ампир. В XVI веке в селе находился Успенский женский монастырь, разорённый в Смутное время. По описанию 1590 года, в монастыре было 30 стариц, в том числе княжна Мария Владимировна (в иночестве Марфа), двоюродная племянница Ивана Грозного.

В 1938 году Успенская церковь была закрыта, и в том же году был осуждён и расстрелян на Бутовском полигоне последний настоятель храма иеромонах Митрофан (Преображенский). Православной общине удалось вернуть храм лишь в 2000 году. Усилием настоятеля священника Александра Ковалёва и прихожан церковь стала восстанавливаться, на сегодня приведён в порядок белоснежный фасад. Популярностью у сергиевопосадцев также пользуется и подсосинский родник, который находится на южной окраине села на берегу реки Торгоша.

Урочище в Горошкове

Признайтесь, мало кто вообще знает, что в 18 километрах от Хотькова когда-то располагалось село с забавным названием Горошково.

К сожалению, как населённый пункт оно не сохранилось и на карте есть лишь одноимённое урочище. Добраться сюда на общественном транспорте нельзя, ближайший автобус ходит до Васильевского. Дальше, как говорят немногочисленные сайты-путеводители, семь километров пешком. Впрочем, на машине можно добраться и от близлежащей деревни Соснино.

Здешние места любят художники: природа ярка и тиха, словно в волшебной сказке. До наших дней здесь дошёл сельский храм, названный в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Сегодня это подворье Покровского Хотькова монастыря.

Самая первая, ещё деревянная церковь была построена в Горошкове в 1764 году. Простояв сорок лет, в 1804 году «от небрежения священно- и церковнослужителей» она сгорела. После чего владелец села московский обер-полицмейстер Александр Балашов (в дальнейшем — первый министр полиции Российской империи) в ноябре 1805 года сообщил церковным властям о желании построить в Горошкове новую каменную Покровскую церковь в стиле классицизма с приделом во имя Благоверного князя Александра Невского. Что вскоре и было сделано.

В советское время, в 1935 году церковь, как и все остальные окрестные храмы, была закрыта. Её последний настоятель игумен Гедеон (Черкалов) через четыре года был расстрелян на Бутовском полигоне.

К концу ХХ века от церкви оставались лишь руины. В 1994 году её передали монастырю и постепенно восстановили.

Оксана Перевозникова

КОММЕНТАРИЙ

Андрей ТОЛСТИКОВ, начальник управления инвестиций и инновации администрации Сергиево-Посадского округа:

— Паломничество и религиозный туризм занимают лидирующие позиции, когда мы говорим о поездке в Сергиев Посад — духовную столицу России. Ежегодно более миллиона туристов посещают Троице-Сергиеву лавру, но не стоит забывать о святынях в удалённых уголках нашего муниципалитета, которые явят вам интереснейшие истории места и благодатную атмосферу.