Внутри этого дома в центре города — натуральный притон

Загадочные замки, возникшие словно из ниоткуда, окутанные туманом и тайной, — это не пейзаж Кентерберийского графства, а вполне себе современный Сергиев Посад. Такие строения есть почти в каждом микрорайоне. Даже в историческом центре. Мы попытались заглянуть в пустые глазницы кирпичных исполинов. 

Заметить особняки нетрудно — большинство из них, по моде тридцатилетней давности, построены из красного кирпича. Для лаконичности говорить будем о четырёх объектах с показательными историями: дом с башней на ул. Больничной; серый особняк на Посадской; целый заброшенный комплекс на улице Огородной; ну и жемчужина этой коллекции — два «замка» на ул. 1-й Рыбной, неподалёку от ТЦ «Счастливая 7Я», прямо на горе напротив Лавры. 

Раскиданные по всему городу недострои 90-х вызывают много вопросов совсем не романтического характера. Откуда они взялись? Кто владеет этими «графскими развалинами»? Что происходит за трещинами в этих стенах? Главное, что ждёт новодельные руины? 

Дома на улице Огородной строились как гостевые, но проект не состоялся

Приз за хорошее поведение 

Эту своеобразную награду получает особняк на Больничной — единственный «живой» из упомянутых. Из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество можно узнать, что участок принадлежит местной жительнице Ольге, а построено здание в 2017 году. Однако фактически дом существует давно и многие помнят, как долго он искал новых хозяев через сайты по продаже недвижимости, — видимо, в документах речь идёт о дате его последней регистрации в ЕГРП. 

Конечно, приоткрыть тайну имени первого владельца, давшего строению столь импозантную внешность, было бы интересно — дом с историей, и не слишком красивой: по слухам, строили его по заказу одного из «рыцарей 90-х», убитого местного бандита. Реальность оказывается куда тривиальнее, а владелец жив и здоров и сегодня. История дальнейших продаж — уже личная тайна за семью печатями закона о персональных данных. 

Особняк на ул. Больничной недавно приобрёл владельца

Затерянный мир 

Примерно такие же слухи ходят и про происхождение серого заброшенного исполина на Посадской, 55а. Номер — чистая условность, потому что по документам никакого дома здесь нет. Согласно кадастровой карте, есть лишь частный участок площадью в 1200 квадратных метров. В отсутствие строения через какое-то время даже начинаешь верить — выйти на владельцев здания, равно как и узнать о происхождении, не говоря о перспективах, не удалось. И таких «серых пятен» в этом районе не одно, и даже не два — отдельные застройки, которые по таинственным причинам побросали владельцы, можно найти по всему Гражданскому посёлку. 

Знак четырёх 

По оставшимся домам нужно заглядывать не в документы, а внутрь. Комплекс на ул. Огородной — четыре здания №№ 52, 54, 56 и 58. Один, № 58, обитаем и сейчас, оставшиеся три «заброшенки» значатся посреди чистого неотмежёванного участка. Но безлюдными их всё же не назвать. Вход на участок огорожен небольшим забором и парой дверей с замками. Выглядит это как дверной проём в чистом поле, учитывая, что центральный проход к трём домам открыт. Внутри, если сравнивать, даже уютненько. «Обзорная площадка» с выходом на крышу, небольшое кострище, забавная наскальная живопись. Вот только трещины, идущие от самого основания, нарушают декадентскую идиллию. 

«Была информация, что эти дома, а также ещё шесть — Сергиевская №№ 1А, 1Б, и Северо-Восточная, №№ 2, 4, 6 и 8 — строились как гостевые, но проект не состоялся, — даёт нам историческую справку Альберт Вячеславович Лаптев, картограф и знаток города. — Эти и многие другие здания строились под руководством Виктора Даниловича Журавлёва, он был приглашён на должность главного архитектора в конце 1980-х и мечтал о воссоздании историко-архитектурной среды нашего города. В 1990-е у него сложился альянс с руководителем фирмы "Виктория-7" Виктором Круликовским: Виктор Данилович и созданное им бюро делали проекты под заказ или на продажу, а «Виктория» строила». 

Информацию подтвердил и сам Виктор Круликовский. «Это было в начале 90-х годов — московский заказчик. Мы возвели коробки, подвели коммуникации, но в какой-то момент финансирование прекратилось, человек тогда сказал, что «достраивать будет сам». Видимо, не стал. Даже от участка в 1992 году отказался — у него был заключён договор аренды с администрацией», — рассказал Виктор Иванович. 

С тех пор, вот уже 26 лет, у трёх полуразрушенных зданий и участка под ними на улице Огородной нет номинального владельца. В контексте нельзя не вспомнить и уже человеческую трагическую историю — главный архитектор Сергиева Посада Виктор Журавлёв был убит в декабре 2000 года на пороге своей квартиры. 


Ул. Посадская, 55а. По документам дома здесь нет

Долина ужаса 

Другие похожие здания перепродавались, а уже новые владельцы распоряжались ими по-разному. Наиболее контрастные примеры можно наблюдать прямо в центре Сергиева Посада. Здание, где сейчас гостиница «Аристократ», тоже возводилось в «лихие» годы тандемом Журавлёв-Круликовский и успешно используется по сей день по прямому назначению. 

Вопиющий пример «нерационального использования» — два особняка, № 2А и 3А, на улице 1-й Рыбной. По слухам, предполагаемые владельцы также не дожили до конца строительства. 15 лет назад здания ещё были в муниципальной собственности, но затем они неоднократно перепродавались. 

Дурная слава у этих заброшенных особняков уже очень много лет — местные активисты рассказали, что в годы распространения наркотических «смесей» здесь приходилось очень часто закрашивать объявления о продаже отравы. Необитаемыми дома не назовёшь и сейчас: свидетельство пребывания человека, мусор, валится чуть ли не с потолка. То и дело взглядом натыкаешься на шприц, в одной из комнат неаккуратной кучей сложены десятки бутылочек из-под настоя боярышника и аналогов — притон. Причём действующий: в доме № 3А у импровизированной кровати владельца мы нашли ветку свежего винограда. 

Дополняет «убранство» отличный вид на Лавру. Из-за такого соседства к домам особое отношение, которое, впрочем, никак не влияет на их странную судьбу. Возведение любых построек на землях, попадающих в охранную зону самого известного в России монастыря, регулируется приказом Минкульта с 2015 года. В управлении градостроительства районной администрации нам подтвердили, что два особняка на 1-й Рыбной находятся в охранной зоне Р1: в частности, здесь обязана сохранятся планировочная структура, строения не могут быть выше 8 метров высотой, и даже расцветка стен и крыш должна быть нейтральной. 

При этом никаких предписаний по облагораживанию или сносу владельцу не выносят, да и не могут: проблема в существующем принципе «закон обратной силы не имеет». «Если человек построил что-то до даты принятия закона, то есть в этом случае до 2015 года, он может пользоваться этим бесконечно долго. Мы не можем обязать его что-то изменить, — разъясняет законодательство Александр Никитович Аверяскин, начальник управления градостроительной деятельности администрации Сергиево-Посадского района. — Разрешение и согласование ему потребуются только в рамках реконструкции — если он захочет что-то надстроить или перестроить». 

Заброшенные дома  на ул. 1-й Рыбной стоят "на горе" напротив Лавры

Его прощальный поклон 

Специалисты администрации на любые вопросы о всех вышеперечисленных постройках отвечают: частная собственность, а за неё власти ответственности не несут. Оттого судьба заброшенных особняков, а с ними и части истории города, где-то далеко в безымянных руках. 
Понимая это, остаётся надеяться на чувство прекрасного частников. Возможно, они сами изыщут средства на облагораживание либо, в порядке фантазии, передадут здания каким-нибудь местным активистам — на обломках тех же особняков на Огородной могли бы вырасти молодёжные лофты или арт-объекты, как это происходит в Европе. Но это всё перспективы более чем туманные. 


Иннокентий Майоров 
Фото Сергея Семенькова