В 1434 году князь Юрий Дмитриевич Звенигородский и Галицкий разбил дружину великого князя Василия II и взошёл на велико-княжеский стол. Вскоре Юрий Дмитриевич скончался. Москва открыла ворота Василию II, противником которого в борьбе за великое княжение стал сын Юрия Звенигородского, князь Дмитрий Юрьевич по прозвищу Шемяка.

В феврале 1446 года Василий II отправился на богомолье в Троице-Сергиев монастырь. Узнав об отъезде великого князя «с малыми зело людьми», Дмитрий Шемяка приказал захватить его «изгоном». Обманув и разоружив стражу великого князя в Радонеже, воины Шемяки вскоре явились пред Троицким монастырём и, по выражению летописца, «как явишася, скачюще на конех з горы тоя к селу Клементьевскому, яко же на лов сладок». Лов удался: великий князь Василий II был схвачен, на «голых», то есть не покрытых коврами или мехами санях отвезён в уже занятую Дмитрием Шемякой Москву, где его ослепили.

Не вдаваясь в историю долгой междоусобной войны, победу в которой одержал Василий II, обратим внимание на упоминание выше села Клементьева. Это село, подаренное монастырю князем Андреем Радонежским в начале XV века, лежало на оживлённой Московской дороге, которая, как видно из приведённого выше отрывка летописи, проходила через Радонеж и Клементьево. «Начальный посад Клемянтеево» назовет позднее село троицкий келарь Авраамий Палицын.

Московская дорога не только позволяла жителям села становиться очевидцами важных событий, как, например, пленение великого князя Василия II. Дорога во многом обеспечивала существование и развитие села. Действительно, благодаря Московской дороге Клементьево рано встало на путь торгово-промышленного развития, более доходного, чем землепашество. Развитию села способствовало и покровительство Троице-Сергиева монастыря. Обитель выхлопотала ряд великокняжеских жалованных грамот, которые освобождали крестьян от пошлин и суда великокняжеского наместника, запрещали княжеским и боярским людям брать в селе безденежно корма и подводы. В результате в 1504 году в Клементьеве в 134 дворах проживало немало мастеровых людей и даже два скомороха. В ноябре 1513 года здесь «священа бысть церковь древяна» — таково первое упоминание приходского храма у стен Троицкой обители.

Дальнейшему развитию Клементьева и других ближайших к монастырю селений помогли начавшиеся в 1540 году работы по перестройке Троице-Сергиева монастыря, по укреплению его крепостной стеной, по строительству грандиозного пятиглавого Успенского собора.

Большие строительные и иные работы, льготы и пожалования, данные монастырю в царствование Ивана IV, привлекли новых работных людей и мастеров. Приток новых жителей усилился с открытием торгового порта в Архангельске, поскольку дорога из столицы в этот единственный порт Московского государства пролегла мимо Троице-Сергиева монастыря и, само собой, через село Клементьево. В результате в 1594 году в селе с присёлками насчитывалось 262 двора, вдвое больше, чем в начале столетия.

Более половины дворов в селе принадлежали бобылям. Так называли крестьян, которые, используя удачное расположение своего села у монастыря, на большой проезжей дороге, занимались ремёслами и торговлей. Бобыли платили монастырю денежный оброк. Пашенные крестьяне снабжали монастырь хлебом, сеном, дровами, варили на монастырь пиво. Ещё в начале 1570-х годов они в виде натурального оброка поставляли монастырю в год по 70 ведёр сметаны, по 3 ведра сливок, более чем по 6000 яиц. Они же, пашенные крестьяне, ставили «подводы под государевы гонцы и для монастырские розсылки».

В конце XVI века в центре села Клементьево по сторонам Московской дороги (Клементьевская ул.) возвышались две деревянные церкви: Успенская и Никольская. Вокруг них, на обширной площади, стояли лавки и постоялые дворы, три десятка шалашей, в которых торговали «приезжие люди по воскресеньям всяким мелким товаром», гостиница, кельи двадцати двух стариц-черноризиц, двор управлявшего селом монастырского тиуна, земский двор, тюрьма и двор губного старосты — судьи. Так выглядело село Клементьево в конце XVI века. От Троице-Сергиева монастыря его отделял Келарский пруд. С высокого южного берега пруда открывался вид на монастырь, которому и принадлежал «начальный посад Клемянтеево».

 

 

На фото: 1 — Благоверный князь Дмитрий Юрьевич Шемяка. 2 — Великий князь Василий II Васильевич. Из Царского титулярника 1672 г.