О людях этой профессии слагают легенды, снимают приключенческое кино и захватывающие сериалы. Только они способны по, казалось бы, незначительным уликам распутать самые безнадёжные дела. Криминалисты выполняют, по сути, ювелирную работу, собирая по крупицам события из прошлого. Тем самым помогая следствию добыть нужные улики, а иногда и поймать злоумышленника по ещё не остывшим следам.

Первого марта сотрудники всех экспертно-криминалистических подразделений Министерства внутренних дел России отмечают свой профессиональный праздник. Есть такой отдел и в УМВД нашего района. Нам повезло не только познакомиться с секретами мастерства, но увидеть святая святых — рабочую лабораторию криминалиста, где проводятся исследования веществ на наличие ядов и наркотиков.

Вопреки нашим ожиданиям, рабочее место старшего эксперта отдела по экспертно-криминалистическому обеспечению управления МВД России по Сергиево-Посадскому району Владимира Вустина не было заполнено пробирками и склянками, а отличалось умеренностью и чистотой. Даже самый интересный предмет на столе — сверхточный микроскоп — был предусмотрительно прикрыт белым хлопчатобумажным колпаком. Что поделать, работа криминалиста требует внимательности и порядка.

Как объяснил нам Владимир, привычный для обывателя романтический ореол их профессия получила благодаря кинематографистам. Это только в детективах к делу «подшивают» даже пробы воздуха. В обыденной жизни всё намного сложнее и будничнее, а исследования требуют кропотливого многодневного труда.

Владимир признался, что свою профессию он выбрал из интереса, который был подогрет, в том числе, и кинофильмами. После окончания медицинского института его первая работа — провизора в аптеке — показалось пресноватой, монотонной, не было в ней исследовательской деятельности. Поэтому как только подвернулась возможность, он оставил аптечный прилавок и поступил на службу в органы внутренних дел.

— На должность эксперта-криминалиста я устроился 25 декабря 2009 года, — рассказал нам Владимир Вустин. — Часто на работу в органы приходят по династической линии, но это не мой случай. Хотя дедушка ещё при советской власти служил в Кремле. Но в подробности своей работы он никого не посвящал. Как вы понимаете, времена в нашей стране были непростые.

В экспертно-криминалистическом отделе Владимир занимается химической экспертизой, исследует наркотические, психотропные, сильнодействующие и ядовитые вещества. Ежемесячно ему приходится выдавать от 15 до 60 резолюций по различным материалам, определить состав которых не всегда просто.

По признанию криминалиста, за последние годы структура наркотических веществ претерпела сильные изменения. Давно отошли в прошлое так называемые «крокодилы», самодельные нар­котики, которые умельцы умудрялись добывать из обычных таблеток от кашля «Коделак плюс», содержащих кодеин. Впоследствии это лекарство было даже убрано из свободной продажи. «Крокодил», попав в вену, наносил организму сокрушительные разрушения: на теле появлялись язвы, человек заживо гнил и умирал в течение двух месяцев.

Сегодня преступники становятся хитрее и изворотливее в разработке новых видов наркотических средств. Их больше не надо вводить через вену, что, согласитесь, намного проще, однако для здоровья изобретённые аналоги наносят ещё больший вред. «Спайс» и другие наркотики обычно напыляют на предмет тонким слоем с помощью аэрозоля, и дозировку просто невозможно точно рассчитать. Человек, выкуривая большую дозу, автоматически попадает в психиатрическую больницу.

«В 2015 году со «спайсами» просто бой был, в стране их изымали буквально тоннами, так что к 2016 году они практически исчезли, но сейчас стали попадаться опять. Недавно мы задержали очередную крупную партию этих сильнодействующих наркотиков, — поясняет Вустин. — «Спайс» и его аналоги отнесены к веществам первого списка, то есть привыкание происходит моментально — с первого раза. Мозг запоминает состояние изменённого сознания, и из него уже никак не выбраться, даже имея большую силу воли».

Самое страшное, что жертвами «спайсов» очень часто становятся школьники. Многие ребята в подростковом возрасте, стараясь походить на взрослых, козыряют тем, что курят. Им просто предлагают бесплатно сделать пару затяжек, и очередная жертва, подсев на наркотик, оказывается в ловушке наркоторговца.

Помимо «спайса», на стол криминалиста также часто попадают героин, который поступает из Афганистана, и синтетические аналоги, такие как амфетамин, метадон, метамфетамин. А бывает, что изъятый порошок оказывается вовсе не наркотиком. Недобросовестные наркоторговцы порой насыпают вместо сильнодействующего вещества толчёный сахар или соль.

По мнению эксперта, к наркотикам неплохо было бы отнести также сигареты, на которые подсажен весь мир, и лишь единицы нашли в себе силы бросить эту пагубную привычку.

Время показало, что с выбором профессии Владимир на этот раз не ошибся, свою работу он любит, даже несмотря на то, что его частенько выдёргивают на место преступления поздно вечером или ночью. Ничего не поделать, ведь оцепленную территорию эксперты должны изучить первыми, и как можно быстрее. Порой улики преступника находятся в самых неожиданных местах.

«Был один эпизод, когда вор, идя на дело, предусмотрительно надевал на обувь бахилы. Нам никак не удавалось снять след протектора его ботинок. Обнаружить преступника помогла видеокамера, установленная бдительными жильцами во дворе дома, где произошла кража. Когда начали просматривать видео, выяснилось, что за несколько минут до происшествия неизвестный гражданин прошёл по двору в бахилах. А через полчаса он проследовал этим же путём в обратном направлении, аккуратно снял их и положил в урну. Это вызвало подозрения. Бахилы изъяли, с них были получены следы биологического происхождения. Рядом с урной нашли и отпечатки протектора обуви. Впоследствии преступника выявили, сравнив следы по электронным следотекам, и задержали. При обыске в его квартире нашли и краденые вещи», — рассказал Вустин.

Запомнилось Владимиру и дело, когда он ездил на изъятие наркотиков, обнаруженных в машине. К приезду криминалистов сотрудники ГИБДД уже успели вскрыть в машине все возможные потайные места. В одной из скрытых ячеек обнаружился огромный, с полстола, кинжал, патроны и свёрток с неизвестным веществом. Позже экспертиза показала, что это был кокаин, которым водитель не только приторговывал, но и сам употреблял. С таким опасным «увлечением» наркоторговец мог бы натворить на дороге больших бед.

В 2016 году Владимир Вустин был награждён благодарственным письмом за хорошую службу. Сам он к поощрительным знакам относится сдержанно. Главное, что у него есть желание быть криминалистом и работать именно в этой сфере. Остальное приложится.

 

 

 

ИЗ ИСТОРИИ ПРАЗДНИКА

Праздник эксперта-криминалиста МВД России принято отмечать 1 марта, так как именно в этот день в 1919 году в системе уголовного розыска России был создан Кабинет судебной экспертизы — первое экспертное подразделение в органах Внутренних дел России, которое получило название Центророзыск. А первым судебно-экспертным учреждением в органах внутренних дел царской России можно считать Медицинский Совет при Медицинском департаменте Министерства внутренних дел, который был учреждён 31 декабря 1803 года.

9 декабря 1912 года открылся первый в России Петербургский Кабинет научно-судебной экспертизы. В следующем году аналогичные Кабинеты научно-судебной экспертизы начали функционировать в Москве и Одессе, а несколько позже в Киеве. Но названные Кабинеты просуществовали недолго, все они закрылись во времена Февральской революции и Гражданской войны. В годы советской власти 1 марта 1919 года начал функционировать Кабинет судебной экспертизы при Центророзыске РСФСР. Первые эксперты (а ими были приглашаемые по конкретным уголовным делам специалисты) проводили небольшое количество экспертиз, в основном по исследованию различных веществ и документов. Со временем расширялись виды исследований, возникала потребность в применении научно-технических средств. Изменялась организационная структура экспертных подразделений: возникнув в составе уголовного розыска, они были преобразованы в научно-техническую службу милиции, а с 1964 по 1981 год находились в составе оперативно-технической службы органов внутренних дел.

С 2003 года экспертно-криминалистические центры организованы и действуют при МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, УВДТ, ОВДРО, и все они подчинены Экспертно-криминалистическому центру МВД России — головному экспертному подразделению системы Министерства внутренних дел Российской Федерации.