В понедельник на российском инвестиционном форуме в Сочи Глава совета Центра стратегических разработок, бывший министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что Россия в 10 раз отстаёт от передовых экономик по темпам цифровизации. В прошлом году в глобальном «цифровом» рейтинге мы занимали 39 место из 85 по развитости цифровой экономики, при этом ситуация не сдвигалась с мёртвой точки последние пять лет. Лидеры рейтинга — Дания, Люксембург и Швеция.

При этом, как принято считать, именно цифровая экономика даст толчок для всех остальных отраслей. А технологическое отставание России от развитых западных стран оценивается примерно в 50 лет.

Вот и получается: если не форсировать развитие цифровых технологий буквально на бытовом уровне, нас ждёт, как считают международные эксперты, дальнейшее отставание. Кстати, цифровое развитие РФ затормозилось в 2014 году. При этом не во всех сферах: например, объёмы онлайн-покупок все последние годы мы увеличивали едва ли не на треть в год, но и они в прошлом году затормозилось. Это понятно — реальные доходы сокращаются, и дефицит не только в больших бюджетах, но и в семейных.

Что делать? Трудно не согласиться с мыслью, что главное в такой ситуации — не стоять на месте. И вот здесь простые школьные дневники становятся буквально звеном в цепочке той самой цифровизации страны. Ведь образование — это наше будущее. И от того, каким оно будет, зависит место страны в мире.

На том же форуме в Сочи курирующая социальный блок правительства вице-премьер Ольга Голодец выступила с заявлением, что, возможно, настало время менять и школьное пространство: «прямоугольную» модель классов — наследие советского образования — на что-то иное. «Неправильно у нас классы сконструированы: у нас они все прямоугольные, потому что есть привычка, что учитель стоит впереди и за ним — доска, и детишки сидят рядами, как мы учились в детстве, — сказала Голодец. — Чтобы выстраивать команду и вести к достижению цели, дети должны сидеть по-другому и работа должна строиться иначе. Учитель становится не ментором в данном случае, а он помогает ребенку развивать его талант. И это абсолютно новое направление в самой системе образования».

Вот только новое ли? Уже много лет назад благодаря ТВ мы видели, как в других странах школьники более свободно и раскованно ведут себя во время школьного процесса, и свободная форма в обычных школах, коих большинство, у них прижилась гораздо раньше, чем у нас. И образы главных героев по литературе они давно не описывают в школьных сочинениях, а в вольной форме обсуждают с учителями проблемы и просто жизнь, потому что литература — она не об образах, а о жизни.

Да бог с ней, заграницей. Первый директор сергиевопосадской гимназии Иосиф Ольбинский много лет назад рассказывал мне о школе своей мечты, где школа — это дом. И с гордостью демонстрировал в рекреационном пространстве гимназии широкий старый диван, на котором в перемену можно было… попрыгать, как в детстве дома. Не знаю, стоит ли сейчас там диван…

Известный британский фотограф Джулиан Жермен создал серию работ «Школьные классы». Начиная с 2004 года он ездил по всему миру, заходил в классы и фотографировал школьников. И теперь мы можем убедиться, что классы — разные. И, как ни странно, судя по его фотографиям, в той же Англии чаще всего они такие же, как и у нас. А самых счастливых детей он увидел в Нидерландах, где наибольшая свобода учеников.

Ко многим фотографиям он делал свои подписи-впечатления. Вот некоторые из них.

 

«Тайвань. Школа в столице Тайбее. Сначала эти школьники пообедали в классе вместе с учителем, а потом он их заставил поспать 30 минут прямо за партами. После этого они погуляли на улице 10 минут и снова принялись за уроки. Усталость этих детей можно понять — у них в день по 8-9 уроков».

«Испания. Школа в Мадриде. В этой школе в музыкальном классе преподают работники Мадридской филармонии. Школьные классы в Испании были самые маленькие по числу учеников среди всех школ, что я видел».

«Россия. Школа в Санкт-Петербурге. Это были самые амбициозные ученики, которых я видел за время поездки — все они собираются поступать в университет. Это также были единственные ученики, которые ходили на каблуках, в Гуччи и Прада. Этот класс был больше похож на собрание деловых людей, а не учеников».

 

Фото juliangermain.com