Не ошибусь, если скажу, что один из самых главных праздников у посадских краеведов — день рождения М. М. Пришвина. Ну, а к празднику полагается если не передовая статья, то хотя бы небольшая история. Начну как в анекдотах о Пушкине — пошёл один раз Михаил Михайлович Пришвин в библиотеку…

А о том, что дальше было, мы узнаём из его дневниковых записей за январь 1935 года. И что будет непонятно (прошло-то 82 года!), попробуем расшифровать!

Первая запись от 6 января гласит: «Беседа в библиотечном коллекторе с «несовершеннолетними». Начнём с конца. Почему Михаил Михайлович  берёт слово «несовершеннолетние» в кавычки? Может, иронизирует? Слегка! Над словесными штампами, отравляющими русский язык.

Об этом он не раз напишет в своём дневнике. А что такое «библиотечный коллектор»? О, нет, нет, это не человек, который ведёт работу со злостными задолжниками! Коллектор — учреждение, которое занимается укомплектованием фондов библиотек книгами.

До войны был у нас районный библиотечный коллектор при районной библиотеке. У этого коллектора — интересная история. Создан он был в 1919 году. Туда свозили реквизированные книжные собрания для дальнейшего перераспределения в учреждения культуры — библиотеки и избы-читальни. Тот, кто когда-то читал роман К. Федина «Первые радости», может быть, вспомнит описание аналогичного учреждения, где главный герой преспокойно выбрал своей подруге в подарок роскошное издание Шекспира. А ещё коллектор комплектовал сменные библиотеки-передвижки для изб-читален. За ними ежемесячно приезжали сельские культ-работники-«избачи». Долго коллектор создавал районному политпросвету (так тогда называлось управление культуры) головную боль из-за завала неоформленной литературы.

К середине 1930-х годов этот вопрос разрешился. Что-то списали, что-то передали в Москву, в профильные собрания, что-то влилось в библиотеки района. В описанное время коллектор возглавлял бывший комсомольский вожак и борец с беспризорностью Павел Васильевич Шевелкин, оставшийся в памяти земляков как настоящий ценитель хорошей книги. Позднее, потеряв зрение, он работал в местной организации Всероссийского общества слепых. У коллектора осталась только функция комплектования и — всё те же передвижки! А с передвижками, кроме взрослых, работали ребята-книгоноши. Их организовал создатель местной пионерской организации Михаил Дитин, в то время возглавлявший городской книжный магазин — Могиз. Скорее всего, эти юные активисты и были теми «несовершеннолетними», с которыми встречался писатель.

Первоначально коллектор находился на улице Карла Маркса, а в 1932 году переехал вместе с библиотекой на второй этаж «Красных рядов», вытеснив «Пионерклуб имени 1905 года».

Но, судя по записи от 8 января, одними пионерами дело не ограничилось. Была и встреча с сотрудниками библиотеки, о которых Михаил Михайлович остался весьма высокого мнения. Не буду голословным. «Вспоминаю из беседы с библиотекарями, что кто-то благодарил меня за «мужество оставаться самим собой» и другие это горячо поддержали… Собравшимся библиотекарям я сказал, что очень приятно это собрание тем, что я встретил тут много друзей». На это какая-то дама ответила: «А если  кто до сих пор вас не знал или сомневался, то с этого разу и тот полюбил».

Полюбили! Факт! Ведь именно по инициативе библиотекарей с Валовки летом 1960 года была открыта мемориальная доска на доме, где жил Михаил Михайлович!