В прошлом году схема «я попал в ДТП, и мне нужны деньги» ещё привлекала внимание доверчивых граждан, но сегодня их количество резко уменьшилось. Методика по борьбе со злоумышленниками постоянно развивается, но и мошенники не стоят на месте. Главное для них — найти слабую точку собеседника. Как правило, основными жертвами мошенников выступают лица пожилого возраста, пенсионеры, но и среди молодёжи находятся те, кто принимает подозрительные легенды за чистую монету. В результате сумма похищенных средств порой доходит до нескольких миллионов рублей.

В штатах мошеннических компаний действуют организованные группы, состоящие из психологов, операторов, менеджеров, курьеров и, конечно, руководителей высокого уровня, которые обычно управляют целой сетью злоумышленников.

Ни сотрудники банков, ни, тем более, работники правоохранительных органов никогда не будут обсуждать какие-либо подробности по телефону. Правоохранители признаются: имелись случаи, когда пострадавшим звонили даже от имени руководителя медицинского учреждения.

Первый признак, который выдаёт мошенников, — использование мессенджеров Telegram и WhatsApp для обзвона. Объясняется это достаточно просто. В подавляющем большинстве случаев мошенники по ту сторону телефона находятся за рубежом.

Речевой запас звонящих зачастую небогат. Они не разбираются в той теме, которую предлагают обсуждать. Профессионал сможет вывести злоумышленника на чистую воду, буквально в первые секунды разговора. Но для обывателя приводимые термины порой кажутся действительно существующими.  При беседе с такого рода «специалистами» не стоит стесняться задавать уточняющие вопросы. Стоит помнить, что главный враг мошенника — холодный ум.

Правоохранители отмечают, что порой граждане сами виноваты в интересе мошенников. Оставляя повсеместно свои личные данные, вы позволяете преступникам нарабатывать информационную базу, которая неизменно будет использована против пользователя.

Один из самых вопиющих случаев последнего времени связан с мальчиком, которому позвонила программа и голосом его бабушки попросила передать материальные ценности. На такой случай злоумышленники вызывают такси и при помощи чужих рук забирают имущество у пострадавших. Конечно, преступники давно перешли любые моральные границы.
Вместе с тем бездействие родителей мальчика, которые не захотели поговорить с ребёнком о мошенниках, также не заслуживает одобрения.

16,6% преступлений телефонных мошенников раскрыто

Порой, чтобы нажиться на людях, используются и иные методы. К примеру, людей привлекают к работе на торговых площадках, предлагая выкупать определённые товары. После нескольких компенсаций покупок мошенники подводят жертву к необходимости совершить приобретение крупной партии товара, после чего обрывают с ней всяческие связи.

«Масштаб этих бедствий — вся территория Российской Федерации. Чтобы раскрыть преступление, нужно отреагировать оперативно. В первую очередь это зависит от пострадавших. Чем раньше человек обратится в полицию, тем лучше. Не нужно ждать неделями и верить в чудо. Ведь шанс раскрытия таких преступлений после длительного срока ожидания очень низок», — рассказала начальник отдела по расследованию преступлений против собственности и преступлений, совершённых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий Оксана Андреева. Всего на сегодняшний день процент раскрытых преступлений по данному направлению составляет 16,6 процента. Процент столь низок в том числе и «благодаря» пострадавшим, которые обращаются в правоохранительные органы только в самом крайнем случае.

Владимир Бензик

В первую очередь необходимо критически воспринимать всю информацию, поступающую от незнакомых людей. Прерывайте вызов и перезванивайте в организации, от которых якобы поступил звонок. При возможности все необходимые номера занесите в телефонную книгу и не берите трубку, если на экране высвечивается незнакомый номер. Но даже в том случае, если вы уже вступили в диалог, никогда не давайте волю эмоциям, ко всему нужно подходить с холодной головой. Запомните это и передайте всем своим близким