105 лет назад, 20 января (нового стиля) 1912 г., скончался известный церковный историк академик Евгений Евсигнеевич Голубинский — автор бесценных трудов по истории Троице-Сергиевой лавры и образованного вокруг неё посада. Его исследовательская деятельность была связана с Московской Духовной академией. Евгений Евсигнеевич жил в Сергиевском посаде, погребён на академическом кладбище вблизи исторического здания — Царских Чертогов.

Голубинский родился в феврале 1834 г. в селе Матвеево Костромской губернии в семье приходского священника. В возрасте 9 лет мальчика отвезли в Солигаличское духовное училище, где, по мнению отца, «лучше учили и секли». После окончания училища в 1848 г. Голубинский поступил в Костромскую духовную семинарию и как лучший ученик в 1854 г. был зачислен на казённый счёт в Московскую Духовную академию.

В январе 1861 г. Е. Е. Голубинский был назначен в академию бакалавром по кафедре русской церковной истории и преподавателем немецкого языка. Историю он преподавал до самой отставки в июле 1895 г.

Свои главные труды Голубинский посвятил истории Русской Церкви. При жизни он издал более 70 работ. В марте 1903 г. Евгений Евсигнеевич общим собранием Академии наук был избран ординарным академиком по отделению русского языка и словесности.

Одной из его важных работ была книга «Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра». Книгу издали к пятисотлетию со дня кончины преподобного Сергия, которое широко отмечалось в 1892 г. Издание вызвало острые отклики в печати. В частности, как позже писал в своих воспоминаниях Евгений Евсигнеевич: «В журнале «Странник» по поводу этой книги написан был пасквиль на меня Никоном, ныне епископом Вологодским. Повод к появлению пасквиля был следующий. Никон вместе с наместником Лавры Леонидом собирались праздновать 500-летие в 1891 году, а я в письме к митрополиту Иоанникию доказал, что надо праздновать в 1892 году, с чем он согласился. Это весьма их обидело».

Первая часть книги посвящена жизнеописанию преподобного Сергия, которого автор называл «отцом истинного монашества в северной или Московской Руси времён монгольских». Вторая часть представляет собой подробный путеводитель по Лавре. В одной из последних глав этой части даётся описание территории, прилегающей к стенам обители. Повествование ведётся по странам света, содержит сведения о прошлом ближних окрестностей Лавры и зданиях, которые в конце XIX в. принадлежали монастырю. В заключение главы Голубинский сообщает краткие сведения по истории посада. Большинство сведений взято из документов хозяйственного архива Лавры.

Для изучающих прошлое Сергиева Посада именно эта глава представляет собой неоценимый исторический источник. Она также может служить основой для воссоздания макета старой части города. До сих пор не существует столь подробного и точного описания центра Сергиева Посада.

В 1909 г. книга была издана второй раз. Автор значительно дополнил текст и добавил снимки «зданий, святынь и древних вещей». К этому времени Е. Е. Голубинский ослеп и всю работу по исправлению и дополнению описания жизни преподобного Сергия и основанной им Троицкой обители проделал один из его бывших учеников.

Уже в нашем столетии второе издание книги было переиздано в Санкт-Петербурге и в Троице-Сергиевой лавре.

Несколько лет назад во время земляных работ в саду МДА была обнаружена могила Евгения Евсигнеевича Голубинского. Нынешнее академическое начальство предполагает восстановить на ней исчезнувший в советское время памятник.