Совсем недавно в России отметили 175-летие Саввы Мамонтова. Савва Иванович был предпринимателем, но в историю вошёл как меценат. Создал в Абрамцеве творческую, как бы это сейчас назвали, лабораторию — место, где жили и творили самые известные художники своего времени. Коллеги по цеху не понимали эстетства Мамонтова, и уступи он критике и насмешкам, не знать бы, возможно, нам сейчас Врубеля, Васнецова или, например, Репина.

А что современные предприниматели? Как они сегодня поддерживают творческих людей? Сколько меценатов в Сергиевом Посаде? Делают они это анонимно и бескорыстно или рассчитывают получить что-то взамен? Юбилей Мамонтова стал поводом поговорить об этом.

 

Держатся в тени

Эти примеры ещё на слуху: в начале 2000-х Виктор Вексельберг приобрёл коллекцию яиц Фаберже, создав на её основе музей в Санкт-Петербурге, а несколько лет спустя Алишер Усманов выкупил собрание русского искусства Ростроповича и Вишневской, а следом и права на коллекцию советских мультфильмов. Всё это теперь доступно широкому зрителю.

В музеях поменьше вклады масштабом поскромнее, но они всё равно существуют. Благодаря частным вкладам фонды Сергиево-Посадского музея-заповедника пополнились отлично сохранившимися коллекционными монетами времён Николая II, памятными медалями царствования Александра III, книгами с экслибрисами членов императорской семьи, фарфором, керамикой, матрёшками. Этот список можно продолжать.

Есть ли среди частных дарителей меценаты в классическом понимании — этакие бизнесмены-романтики, остаётся догадываться, ведь даже на открытии выставок они держатся в тени и, как правило, неразговорчивы. Но не так важно, бизнесмены эти благородные люди или нет — важно, что они есть.

Один из них, коллекционер Олег Кулаков, ушёл из жизни около года назад. Его сотрудничество с музеем, больше похожее на дружбу, продолжалось с начала 80-х. Он был одним из главных дарителей. Почему он делал это? «Олег Васильевич приезжал к нам, видел, с какой любовью сотрудники относятся к экспонатам, и этим они расположили его к себе», — предполагает учёный секретарь музея Татьяна Манушина. Изначально Олег Кулаков колебался, кому передать предметы — в Сергиев Посад или в музей Нового Иерусалима, но выбор остановил именно на нашем.

 

Подарки, которые запоминаются

«Когда мы только открыли платные кружки, то заметили, что спонсоров стало меньше. Они решили так: ага, раз вы теперь зарабатываете сами, то уж сами и крутитесь», — вспомнил старую историю один из бывших руководителей сельских ДК, просивший не называть его имя.

Прошли годы, и многое изменилось, но местные благотворители всё же не забыли про Дома культуры по соседству. Почти в каждом из них вам назовут имя местного предпринимателя, который когда-либо помог: то теннисный стол, как это было в Муханове, привёз, то подарил комплект радиоаппаратуры закубежскому ДК.

Этому комплекту уже лет как десять, а мецената — местную предпринимательницу — добрым словом вспоминают каждый раз, когда подключают микрофоны. «Уже можно не надрывать глотку, как со старыми микрофонами, которые почти не работали, а просто петь в своё удовольствие», — делятся впечатлениями в ДК.

 

Продать картину — не главная цель

Яркий пример современного меценатства показывает сергиевопосадская «Галерея Леже». Компания, занимающаяся текстилем для дома, однажды потеснила гардины и карнизы, чтобы разместить на их месте художественный салон. А затем учредила собственную премию на «Осеннем салоне» — крупнейшей сергиевопосадской художественной выставке.

«Я поддерживают не конкретных персон, — говорит хозяйка компании Лариса Леже, — а сферу искусства, русское искусство в целом. В случае с «Осенним салоном» я помогаю организаторам выставки и самой идее».

Арт-салон при магазине штор – вовсе не бизнес для самой Ларисы Леже. Продавать работы не так легко, как кому-то может показаться, говорит предприниматель. Гораздо важнее, по её мнению, не просто дать денег художнику — это может его обидеть. Гораздо полезнее подойти с другой стороны: заинтересовать общество работой местных мастеров, а это запустит механизм и создаст привычку ценить их труд.

 

Может ли окупиться сам?

Другой пример и из другой сферы — арт-кафе «Вишнёвый сад». На его афише всегда самые горячие имена. Сюда приезжают поэты и писатели, о которых говорит вся Россия. Здесь показывают свои постановки именитые и экспериментальные театры. Здесь смотрят и обсуждают некассовое, в том числе документальное, кино. Может ли такое место окупить себя самостоятельно?

Скорее всего нет, считает арт-директор кафе Александр Демахин. «Когда мы открывались, многие говорили, что само по себе такое кафе без помощи со стороны вряд ли может долго просуществовать», — говорит он.

С первого дня проект поддерживает Русско-Американская торговая компания, и «Вишнёвый сад» — часть её ресторанно-гостиничной структуры. Учредитель не вмешивается напрямую в художественную политику заведения. «Бизнес может быть хорошим советчиком, — поясняет Александр, — в случаях, когда я не способен понять, что соберёт зал, а что нет, что будет востребовано зрителем. Хорошо, когда у бизнеса консультативная роль, а не директивная».

По мнению собеседника, подобная модель так и не стала общепринятой. «Когда я рассказываю своим коллегам в Москве и Петербурге о «Вишнёвом саде», они удивляются. Для них такая схема по-прежнему остаётся исключением, хотя и приятным. Даже известные государственные театры сегодня не могут реализовать масштабные проекты без поддержки бизнеса».

 

Такой меценат не хочет славы

По мнению директора «Театрального ковчега» Марины Игнатовой, благотворительность в сфере культуры не стала традицией в силу разных причин.

Главная в том, что слова «меценат в сфере культуры» так и не зазвучали гордо, а закон о меценатстве не заработал в полную силу. Бизнесмены в большинстве своём не осознают, что вложения в культуру — это вложения в будущее, а некоторым банально мешают пробелы в образовании, с чем у Саввы Мамонтова, напоминает директор, всё было в полном порядке.

Тем не менее положительные примеры у неё и у коллег есть. Правда, возможны они обычно, если мецената и руководителя учреждения культуры связывают хорошие приятельские отношения.

По нашей просьбе она описала типичного сергиевопосадского благотворителя. Это бизнесмен среднего возраста, вполне успешный. Чаще не депутат, хотя есть и такие. Не понаслышке знаком с театром или другими видами искусств — бывает в театрах столицы, за рубежом. Не стремится афишировать помощь, так как боится очереди просящих. А если и желает что-то взамен, то просит подкинуть пару идей, как провести праздник у себя в коллективе.