После нашумевших историй о коллекторах, от действий которых пострадали должники, их родственники и имущество, государство наконец-то решило обуздать эту сферу. Летом прошлого года был принят закон, который установил правила работы коллекторских агентств, они вступили в силу 1 января 2017 года.

Закон, в частности, запрещает коллекторам применять физическую силу, оказывать психологическое давление, причинять вред здоровью и имуществу должников. Нельзя беспокоить должника ночью — с 22 часов до

8 утра в будние дни и с 20 часов до 9 утра в выходные. Также под запретом сообщения о долге родственникам и коллегам, личные встречи допускаются не чаще одного раза в неделю. За нарушение правил предусмотрены штрафы в размере до двух миллионов рублей.

Кроме того, отныне могут работать только те организации по взысканию долгов, которые внесены в государственный реестр. Его ведёт Федеральная служба судебных приставов (ФССП), на которую возложены функции по контролю за коллекторской деятельностью. Государственная пошлина за внесение в список — 100 тысяч рублей.

Но одной лишь пошлины недостаточно. Чтобы попасть в реестр, коллекторское агент­ство должно соответствовать жёстким критериям, в том числе иметь чистые активы в размере не менее 10 миллионов рублей, заключить договор обязательного страхования ответственности.

16 января ФССП разместила реестр на своём сайте, в нём значились 26 организаций (по состоянию на 17 января прибавилось ещё несколько). Большинство легализовавшихся коллекторов — из Москвы. Обладателем свидетельства стала одна компания из Сергиева Посада, она пока единственная на учёте у приставов по Подмосковью — ООО «Долговое агентство «Центр кредитной безопасности».

Агентство работает с долгами физических лиц по всей стране. Его клиенты — это банки и организации жилищно-коммунального сектора. Как поясняют в «Долговом агентстве ЦКБ», компании передают профессиональным взыскателям сегмент задолженности, с которым сами не могут справиться.

Мы поинтересовались у руководства организации, что изменится в её работе с вступлением в силу закона о коллекторах. Единодушный ответ: перемены будут незначительными. «Потому что профессиональные компании, которые давно на этом рынке, не практикуют те недобросовестные методы, которые и становятся информационными поводами», — поясняет гендиректор ЦКБ Дмитрий Туржанский.

Соучредитель компании Сергей Румянцев увидел в этом и положительную сторону: «В целом принятие закона, думаю, должно придать инвестиционную привлекательность этому рынку, потому что при законодательном регулировании это уже не какая-то мифическая коллекторская деятельность, а вполне респектабельный бизнес».