Иркутская трагедия, где более семидесяти человек погибли из-за отравления метиловым спиртом в составе средства для ванн «Боярышник», стала для многих граждан настоящим шоком. А другие тут же вспомнили, что во многих регионах России давно устанавливали торговые автоматы «Боярка», забитые дешёвым пойлом. В Сергиево-Посадском районе запрос на удешевление и укрепчание, который только растёт к праздникам, тоже очевиден.

Вот только небольшая подборка новостей за последние несколько недель.

24 ноября был обнаружен нелегальный цех розлива в селе Кучки — на территории бывшей фермы. Сотрудники Росалкоконтроля изъяли более 18 тысяч литров спиртосодержащей жидкости и 100 тысяч бутылок подпольной водки.

28 ноября представители ведомства нашли другое производство — уже в деревне Трёхселище, в корпусе бывшего детского лагеря. Правда, предприятие более скромное — 2,5 тысячи литров и 10 тысяч бутылок. Зачастую самый дешёвый алкоголь попадает на  прилавки, в том числе и городские, именно с подпольных производств.

Водкой «дельцы» не ограничиваются. Буквально неделю назад, по сообщению районной пресс-службы, в Скоропусковском накрыли подпольных цех по производству «незамерзайки». Изъято более 15 тысяч канистр с жидкостью. Да и потребители «боярки» и аналогичной продукции в нашем городе, к сожалению, тоже есть. Просто пройдя мимо нескольких местных аптек, замечаем две-три упаковки из-под спиртовой настойки пустырника, валяющиеся неподалёку.

День и ночь

Спрос объясняется в первую очередь ценой: в России минимальная допустимая стоимость водки — 190 рублей за поллитра. Себестоимость у напитка невысокая, так что «гнать палёнку» в обход акцизов и налогов — «бизнес» выгодный. Найти сорокаградусный алкоголь дешевле минимальной стоимости в Сергиевом Посаде проблем не составило.

Сначала идём в уже знакомое место за переездом. Неподалёку от вокзала —круглосуточный магазин. До этого интерьер видел только через окошко и ночью. Днём же, к моему удивлению, сначала купить не получается, более того, водкой здесь, оказывается, вообще «не торгуют», из алкоголя только пиво. Возвращаемся уже после одиннадцати, только в этот раз вместе с аутентичным «проводником», который согласился купить бутылку. Пока идём, мой покачивающийся спутник, назовём его Борис, замечает: «Только я её пить не буду, это же ацетон!» Даю двести рублей. Борис заходит внутрь, к окошечку, через несколько минут он возвращается с бутылкой и шматком колбасы явно не на десятку: значит, водка дешевле 190. Борис предлагает выпить, уже забыв о своём прошлом комментарии. Вежливо отказываю.

На второй предполагаемой точке — у путепровода — повторяется дневная история — водки тут, конечно же, вообще нет. Ничего крепче пивных напитков. Поблизости подходящего человека для проверки этого факта не оказалось, так что в руках у нас только один образец спиртного.

Опоённые призраками

Осматриваем бутылку. На этикетке указан адрес производства: г. Реутов, ул. Дзержинского, дом 1а, ООО ВКЗ «Росарм». Звоним по указанному номеру телефона — с того конца трубки девушка отвечает, что мы ошиблись. Согласно данным Единого государственного реестра юридических лиц, предприятие было ликвидировано три года назад. Так что за «соточку» разливают, видимо, из прошлого. Зато там же, на этикетке, указано, что продукт не содержит ГМО и БАД. Отлегло.

Самый надёжный способ проверить водку на безопасность — отнести её на экспертизу, но удовольствие это недешёвое. В домашних же условиях различные ресурсы советуют обращать внимание на акцизную марку (в нашем случае отсутствует), плотность крышки (здесь претензий нет), а также предлагают кустарный способ проверки на метиловый спирт с помощью раскалённой медной проволоки. При наличии смертельного компонента нагретый металл, соприкасаясь с жидкостью, издаёт резкий запах формальдегида. Выполняем вышеописанное для нашего и контрольного (за 199 рублей) образцов — реакции нет ни у того, ни у другого.

Последняя проверка — заметна ли ценовая разница на вкус. Из трёх подопытных, которым наливали вслепую, двое сразу смогли определить, где какая. Один из смельчаков, выплюнув, описал сомнительный продукт так: «Весь рот жжёт. Отвратительно». Выпить, а не только продегустировать, не решился никто.

Роковое число 40

Можно решить, что в больших магазинах крепкий алкоголь достоин доверия, но это не всегда так. Зачастую на подпольных производствах не только гонят и разливают, но и наклеивают свою «акцизу» (на производстве в Трёхселищах, например, таких марок нашли 95 тысяч), которую не специалист отличить, зачастую, не сможет. Наш читатель Александр не так давно купил в одном крупном сетевом магазине коньяк. «Обычно никаких проблем, не первый раз его берём. А здесь… Мы только открыли, жена сразу сказала — ацетон. Обратились в Роспотребнадзор, заполнили форму. Вот теперь ждём ответа», — рассказывает разочарованный клиент.

Согласно данным того же Роспотребнадзора на момент 24 ноября, за девять месяцев в России произошло почти 40 тысяч случаев острых отравлений спиртосодержащей продукцией. Четверть — с летальным исходом. Вот и спрашивается, может, заменить в следующем году горячительное на горячее?

Чаю?